Более странно, чем ад


Молодая набожная красотка, круглая сирота и ассистентка видного святого отца по вопросам экзорцизма Майя Ларкин (Вайнона Райдер) из последних сил пытается оттянуть пришествие в наши края Антихриста. "Потусторонним вход воспрещен! " - кричит каждая клеточка ее христолюбивой натуры. При этом девушка большую часть экранного времени пребывает, натурально, за гранью нервного срыва. Душа ее - элизиум теней... По цифровому коду, оставленному последним по времени осатаневшим и подвергнутым за то жесткому экзорцизму, Майя вычисляет имя следующей жертвы. Это некто Питер Келсон (Бен Чаплин), пишущий авторитетные книжки про маньяков и видящий странные сны про буквы X, E, S. При ближайшем рассмотрении он оказывается еще и жертвой инцеста. В день его 33-летия должна произойти искомая "трансформация" - был золотое перо, стал пес адский. Келсон в такие перспективы верить отказывается, полагая их бредом, иллюзией, покрывалом полусумасшедшей Майи. Минут за 15 до конца фильма ему таки приходится поступиться рациональными принципами. В собственной квартире, в комнате с двойным потолком, он обнаруживает пятиконечный сюрприз. Вам - пентаграмма. Все в ад.

Выясняется, что мистера Келсона всю жизнь охмуряла компания служителей сатаны, ОПГ куда внушительнее той, что действовала вокруг бедняги Розмари и ее ребенка. В "Потерянных душах" даже сами экзорцисты вдруг становятся сосудами дьявола - в полном соответствии с известными опасениями Томаса Манна насчет того, что богословие периодически рискует обернуться демонологией. На евангельский запрос "Ад, где твоя победа? " создатели "Душ" отвечают с предельной бестолковостью: вот, смотрите, у героя вечно полуоткрыт рот и взгляд блуждает, а вот он бьет лампы - чем не свидетельство душевных мук? Вот священнику с хрустом сворачивают шею - еще пример адской победы. Посмотрите, человеческую беспомощность пред лицом геенны огненной мы изображаем с помощью съемок "взгляд сверху". Недобрая христианка Вайнона Райдер убивает сектантов направо и налево - вот что крест животворящий делает! Тут у нас нож в опасной близости от глазного яблока - ну это Ардженто, это понятно. На табло вместо привычных минут-секунд - трах! - и число Зверя. А еще мы имеем фразу "Сатана - это не то, что ты думаешь".

В общем, как выразилась спродюсировавшая эту вакханалию Нина Садовски, "нам показалось, что наступило подходящее время для выпуска высококачественного фильма о сверхъестественных силах". Что возразить Нине Садовски? Демоны у нее на экране были - мы этого не отрицаем. Но они не самоликвидировались даже, а просто окончательно скомпрометированы странностями сюжета и глупостью диалогов. Дьявольское здесь живет на правах галлюцинаций и в виде кассетных записей, которые кто слышит, а кто и нет. Фильм крайне несолиден, он рассыпается мелким бесом, чертыхается, трижды шестерит; и получаются некие сатанинские хи-хи, и только. Конечно, если верить Рембо, "воздух ада не терпит гимнов", но не до такой же степени.

"Потерянные души" - кино на редкость неубедительное и неумное, однако, зритель, дождись финала! Возможно, в этом случае "Потерянные души" покажутся просто очередной вариацией на тронутую еще Булгаковым тему сопряжения инфернального и шизофренического. А кому-то вспомнится и В. С. Высоцкий, пропевший когда-то: "Лучше с чертом, чем с самим собой... "