Закон для наружного употребления


Подписание президентом Владимиром Путиным закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" было превращено в настоящий PR-проект. За сбор на пресс-конференцию российских журналистов отвечал Минфин, а иностранной прессой занялось информационное управление администрации президента. Осталось только показать мировому сообществу, включившему Россию в черный список, значимость этого события и дожидаться исключения из него. "Теперь в России отмывание грязных денег не только поставлено "вне закона", но и определена цельная система мер, призванных поставить надежный барьер на пути криминальных финансовых потоков", - говорится в официальном сообщении российского МИДа. Несмотря на высокий слог внешнеполитического ведомства, достаточно сложно поверить в эффективность многих мер. Возьмем контроль за внесением крупных наличных сумм в уставные капиталы компаний. Достаточно открыть, скажем, журнал "Деньги", чтобы увидеть объявление о продаже компаний-учредителей для банков. Естественно, что никто и сейчас громадных сумм в уставные капиталы не вносит, и в дальнейшем делать этого не собирается.

Вообще, превратить наличные деньги, которые вызывают подозрение во всем мире, в безналичные у нас очень просто. Например, через инкассацию торговой выручки. Берешь на реализацию товар по высокой цене, успешно "продаешь" его с небольшой наценкой (а значит, и с минимальными налогами) за наличный расчет через торговую точку и спокойно отправляешь абсолютно законные безналичные деньги в оборот.

В стране, где кредитная история остается делом далекого будущего, а практически все пластиковые карты не кредитные, а дебетовые, т. е. работающие в пределах остатка денег на счете, которые кладутся в основном наличными, иного и быть не может. Наличный оборот искоренить не так просто, а выделить в нем грязные деньги и того сложнее.

Впрочем, есть в законе и меры, которые давно пора ввести. И совсем не в связи с борьбой с отмыванием. Например, теперь список стран, относимых к офшорным территориям, будет определяться не росчерком пера председателя Центробанка, а постановлением правительства лишь по согласованию с главным банком страны. Может, тогда будет устранен странный парадокс нынешнего офшорного списка. Венгрия, прямо практикующая льготное налогообложение нерезидентных компаний и соседствующая с Россией в черном списке FATF, и Черногория, чьи офшорные банки повсеместно имеют корсчета в России, в нем отсутствуют. А Латвия, где закон об отмывании грязных денег принят давно и при этом существенно жестче российского, присутствует.

Первая реакция иностранцев, для которых и была предназначена масштабная презентация нового закона, пока осторожна. "Выход России из так называемого черного списка стран - это одно, а реализация этого закона - совсем другой вопрос, и я не думаю, что это действительно произойдет", - сказал банковский аналитик "Ренессанс Капитала" Ким Искьян. Но главная задача, похоже, именно выйти из списка.

Автор - заместитель главного редактора журнала "Русский Фокус". Настоящий материал написан специально для "Ведомостей"