"Свобода выбора при бесконечной массе вариантов"


"Свобода выбора при бесконечной массе вариантов".

Таким видит Интернет в будущем гендиректор компании "МТУ-Интел" Николай Репин.

В середине сентября произошло событие, которого давно ждали и от которого ждали многого. АФК "Система" объявила о слиянии интернет-бизнеса двух своих дочерних компаний: "МТУ-Интел" и "ПТТ-Телепорт Москва". Обе компании были лидерами рынка: первая - в области коммутируемого доступа (так называемый dial-up), вторая - в сфере постоянного доступа. Новая компания сохранила имя "МТУ-Интел" и претендует на существенное расширение бизнеса.

На рынке по-разному отнеслись к созданию нового интернет-оператора. Технологически две компании никак не стыкуются и работают с совершенно различными группами пользователей. С другой стороны, концентрация ресурсов, в том числе финансовых и интеллектуальных, может позволить компании предоставлять принципиально новые услуги. Например, в самое ближайшее время для ее абонентов станет доступен международный интернет-роуминг. Эту услугу в России еще не предоставлял никто.

О новых услугах и о бизнесе "МТУ-Интел" "Ведомостям" рассказал генеральный директор компании Николай Репин.

- Чем вызвана необходимость объединения двух совершенно разных интернет-компаний - "МТУ-Интел" и "ПТТ-Телепорт Москва"? Что не устраивало "Систему", ведь обе компании были успешны, занимали достойные места на рынке? - Объединение бизнеса было продиктовано желанием сконцентрировать ресурсы для развития одного из стратегических направлений деятельности корпорации. "МТУ-Интел" будет опорной компанией "Системы" на интернет-рынке.

Сегодня "МТУ-Интел" обслуживает 300 000 абонентов коммутируемого доступа. В начале следующего года, когда будет завершено создание технической инфраструктуры для предоставления услуг "Точка Ру", мы рассчитываем на взрывное увеличение темпов роста абонентской базы и в области постоянного доступа. Значительно возрастет количество наших домашних сетей. Чтобы обслужить этих абонентов, нужно иметь соответствующие технические ресурсы, персонал и инфраструктуру продаж.

Кроме этого, довольно отчетливой стала тенденция к получению интегрированных услуг, например телефонии, Интернета и хостинга в одном пакете. Следовательно, нам надо расширять спектр услуг. В перспективе ожидается активное развитие электронного бизнеса и медийных проектов в Сети. И, наконец, оживились регионы. Основной рост интернет-аудитории происходит сейчас именно там. Российский рынок становится интересным для инвестиционного капитала, и поэтому у мощной компании значительно больше шансов остаться на ведущих ролях. - В Москве всего 853 000 интернет-пользователей, а вы говорите о расширении спектра интернет-услуг. Какие же, на ваш взгляд, услуги сегодня нужны потребителям и готовы ли россияне к новым и незнакомым предложениям? - Наиболее востребованы сегодня услуги доступа в Интернет. В первую очередь это массовый коммутируемый доступ. Уже сейчас он является неким насосом, подпитывающим более качественные и, соответственно, более дорогие виды подключения: постоянный доступ через выделенные и радиоканалы, а также подключение по технологии ADSL, которая позволяет превратить обычную телефонную линию в скоростной канал передачи данных. Еще один набор услуг связан с размещением корпоративных (или персональных) сайтов в Интернете. Владельцы интернет-серверов начали понимать, что более эффективным стало размещение серверов на специализированных площадках у крупных операторов. Это вполне естественно, так как трудно обеспечить в условиях офиса резервирование электропитания, соответствующий климат в помещении да и безопасность данных. Кроме того, офисный интернет-канал не всегда обеспечивает хороший доступ к серверу.

Действительно, пока востребованы недорогие интегрированные решения, например доступ в Интернет в сочетании с двумя-тремя телефонными линиями. Есть определенный интерес к новой технологии VPN (виртуальные частные сети), позволяющей достаточно эффективно объединять распределенные офисы компаний в единую корпоративную сеть. Набирают ход услуги аренды приложений. И хотя в нашей практике пока нет запросов на сложные комплексы типа ERP (система планирования ресурсов предприятия) или CRM (управление отношениями с клиентами), направление выглядит очень перспективным.

В настоящий момент "МТУ-Интел" работает над проектом предоставления своим пользователям глобального интернет-роуминга. В стадии подписания находится контракт с американской компанией GRIC, владеющей глобальной сетью доступа в Интернет, которая охватывает более 150 стран мира и имеет более 12 000 точек подключения. После заключения этого договора клиентам "МТУ-Интел", находящимся в другой стране, не нужно будет регистрироваться у другого поставщика услуг Интернета или дозваниваться своему провайдеру по международному номеру. Они смогут выбрать ближайшую точку подключения из списка входящих в систему и работать через нее. Кстати, обратная схема уже реализована - клиенты компании GRIC могут пользоваться услугами Интернета в точках присутствия "МТУ-Интел".

- В последнее время на телекоммуникационном рынке отмечается тенденция к консолидации бизнеса, в том числе на рынке фиксированной и мобильной связи. Означает ли это, что эра слияний началась и на рынке интернет-доступа? - Интернет-доступ как бизнес становится слишком серьезным, он перестает быть доступным мелким компаниям. Они уже не могут эффективно конкурировать с крупными провайдерами, которые располагают мощными ресурсами, необходимыми для обслуживания сотен тысяч клиентов. В этом смысле объединение можно рассматривать как промежуточный этап в процессе поляризации интернет-рынка вокруг двух центров - "Системы Телеком" и "Альфа-Эко" ("Альфа-Эко" - акционер компании Golden Telecom, владельца торговой марки "Россия-Он-Лайн". - "Ведомости").

- Какова сегодня расстановка сил на рынке? - По данным исследовательской группы "КОМКОН", нам принадлежит более 35% рынка частных лиц и 26% корпоративного рынка. Это более 300 000 пользователей коммутируемого доступа и 3000 выделенных каналов. По нашим оценкам, вместе с "Россией-Он-Лайн" мы контролируем более 60% всего рынка доступа. Около 30% принадлежит 7 - 8 сильным компаниям, сделавшим себе имя на рынке еще на этапе становления Интернета в России. Остальное делят между собой 50 - 60 мелких провайдеров. Хочу подчеркнуть, что приведенные данные касаются только Москвы. В регионах мы пока не работаем.

- Разве 3000 выделенных каналов - это много? - На сегодняшний день для Москвы это достаточно много. Рынок выделенных подключений мы оцениваем примерно в 12 000 - 12 500 каналов. Можно сказать, что наметился значительный рост этого рынка. Наиболее продвинутый пользователь уже не может удовлетвориться коммутируемым соединением. Соответственно, основной рост выделенных подключений будет происходить именно в сегменте частных клиентов и домовых сетей. Мне хотелось бы надеяться, что именно мы будем формировать этот рынок. Объединение наших компаний позволило "МТУ-Интел" установить тарифы на подключение по ADSL-каналу ниже $400. Таким образом, был преодолен тот психологический барьер, который останавливал частного пользователя, желающего подключиться по технологии ADSL.

- Вы заявили об экспансии в регионы. Какие-то шаги уже сделаны? - Мы достигли договоренности о приобретении акций компании "Этел", предоставляющей услуги доступа в Интернет по коммутируемым и выделенным линиям в Рязани. В настоящий момент у компании более 3000 клиентов. Сейчас мы обсуждаем условия сделки и вырабатываем схему ее осуществления.

Продвижение в регионы будет проходить по разным схемам - все зависит от конкретного региона, от позиции его администрации, от местных "Электросвязей". Россия - настолько большая страна, что трудно унифицировать процедуры. Возможно, где-то проще купить уже существующего интернет-провайдера, а где-то придется создавать новую компанию.

- Как, по вашим оценкам, будут меняться цены на интернет-услуги? - На интернет-рынке явно прослеживается тенденция к снижению цен. Вспомните, сколько стоил час работы в сети каких-нибудь пять лет назад - от $1,8 до $3. Снижение цен, думаю, обязательно будет. Но я хотел бы затронуть другую проблему. Интернет развивается в России уже больше 10 лет. За это время он претерпел определенную эволюцию - от академической, научной сети до сети коммерческой, нацеленной на предоставление платных услуг в соответствии с требованиями рынка. Другими словами, сформировался сам рынок интернет-услуг. Два последних года внесли существенные коррективы в модель интернет-бизнеса. Это связано, во-первых, со значительным численным ростом аудитории, а во-вторых, с ее существенными качественными изменениями. К провайдерам стали обращаться люди, далекие от сферы Интернета и компьютерных технологий, они стали приходить не за доступом в Сеть, а за интернет-услугами и высоким уровнем сервиса. То есть им уже важно не просто получить доступ и наслаждаться процессом дозвона или подсчетом, сколько времени модем "держал" линию. Они заплатили деньги и вправе рассчитывать на то, что услуга будет качественной, формы оплаты удобными, а техническая поддержка круглосуточной и максимально квалифицированной. - Для рынка были несколько неожиданными ваши заявления о намерении войти в медиа-бизнес. Можете ли вы подробнее рассказать о ваших планах в этой сфере? - Все больше и больше людей используют Интернет в качестве основной информационной среды. Со всей очевидностью это подтвердили сентябрьские события в США, когда такие мощные интернет-ресурсы, как западные CNN.com и Bloomberg.com, а также многие отечественные информационные сайты впервые не справились с резко возросшей нагрузкой. Кроме того, с развитием канальных структур и высокоскоростного доступа в Интернет все большей популярностью начинают пользоваться такие услуги, как видео по запросу, получение высококачественной музыки и видеоклипов, многопользовательские онлайновые игры. А это значит, что Интернет становится еще и массовой средой развлечений. Именно поэтому контент, или информационная составляющая Сети, займет одно из первых мест в деятельности интернет-операторов. Запад уже прошел этап интеграции медийных и операторских компаний. Мы только вступаем в эту стадию развития. С нашей точки зрения, существующие в России модели медийного интернет-бизнеса, в частности построенные только на получении доходов от рекламы в Интернете, себя пока не оправдывают. Мы будем искать жизнеспособные бизнес-модели, основанные на формировании каждым из 300 000 наших пользователей собственного, индивидуального информационного пространства. Мы предполагаем создать широкий спектр сервисов, таких как новости, почта и онлайновая коммуникативная среда, поисковый сервис, развлечения, интернет-магазины и т. д.

- Каким вам видится медийное будущее Интернета? - Вероятно, в недалеком будущем лидирующее положение в мире телекоммуникаций займут альянсы мобильных компаний и интернет-операторов, имеющих развитую медийную структуру. Мобильный телефон устранит фактор пространства, Интернет станет для всех окном в мир. Совместно компания мобильной связи и интернет-оператор предоставят человеку возможность настроить свое окружение на то, что интересно именно ему. Другими словами, это будет полная свобода выбора при бесконечной массе вариантов.