Интернет в автомобиле откладывается


Поднятая несколько лет назад автомобилестроителями пропагандистская шумиха относительно скорого массового внедрения телекоммуникаций в водительский быт оказалась преждевременной. Развитие автомобильных систем доступа в Интернет застопорилось из-за скептического отношения к ним потребителей и нынешней стратегии производителей, направленной на сокращение расходов.

Пока телекоммуникационные возможности водителей ограничиваются онлайновым доступом к службам бюро путешествий и скорой техпомощи, но и эти функции имеются, как правило, лишь на моделях класса люкс. В рамках проекта Wingcast, реализуемого корпорацией Ford Motor совместно с компанией Qualcomm, пока анонсирован выход лишь четырех моделей, оснащенных новыми системами связи. Chrysler, американское подразделение концерна DaimlerChrysler, пока собирается предложить покупателям лишь машины с телефонной гарнитурой hands free. Корпорация General Motors в свое время весьма агрессивно продвигала свою службу связи OnStar. Сейчас GM в основном стремится убедить абонентов, у которых заканчивается пробный период использования OnStar на льготных условиях, продлить подписку.

Полтора года назад коммуникационные технологии находились в центре внимания автомобильной общественности. На устах у всех был новый термин "телематика", а аналитики прогнозировали экспоненциальный рост продаж новых услуг, который, как ожидалось, через несколько лет обеспечит обороты в десятки миллиардов долларов. Американцы в совокупности проводят ежегодно 500 млн человеко-часов в автомобилях, поэтому идея организации беспроводного доступа для автомобилистов представлялась связистам необычайно перспективной.

Ожидания не оправдались. Потребители не проявляли достаточного энтузиазма, особенно когда узнавали, что абонентская плата составляет не менее $50. Автомобилестроители, поначалу заинтересовавшиеся возможностью ухватить часть этой абонентской платы, вскоре обнаружили, что оснащение массовых моделей телематическими средствами, включающими беспроводные телефоны и системы глобального позиционирования, сопряжено с большими расходами и техническими сложностями.

"Разница между тем, что люди хотели бы иметь, и тем, что они готовы заплатить, довольно велика", - жалуется Майк Финли, вице-президент компании Wingcast. Эта компания была создана летом 2000 г. Поначалу ее руководители планировали уже к концу 2002 г. оснастить миллионы автомобилей телематическими системами, а еще через два года охватить службой Wingcast весь модельный ряд Ford Motor. Нынешние планы корпорации существенно менее амбициозны. "Проект развивается медленнее, чем предполагалось два года назад", - признает Карен Френсис, вице-президент Ford, отвечающая за направление телематики.

Первым корпоративным клиентом Wingcast станет Nissan Motor, которая осенью этого года предложит телематические услуги покупателям некоторых моделей экстра-класса Infiniti. "Нам кажется, что спрос на эти услуги есть, но каков будет объем рынка, сейчас никто не может сказать", - сообщил представитель Nissan Фред Стендиш. (WSJ, 9. 04. 2002)