Сколько стоит автогражданка


Предложенная РАСОВТ система расчета предполагает изменение тарифа по системе "бонус-малус". Если автовладелец в течение первого года страхования не нанесет никому ущерба, то следующий взнос снизится на 5%. А вот если побывает, например, в двух ДТП, на следующий год придется платить в 2,45 раза больше. Для Москвы это уже $190 - коммерческие страховые продукты стоят дешевле. Некоторым страховым компаниям, впрочем, и этого мало. Генеральный директор компании "Росгосстрах-Подмосковье" Виктор Клешнев считает, что при таких ценах лучше вообще не участвовать в реализации закона об автогражданке. "Лучше стать агентом и реализовывать полисы других компаний. Получил комиссию - и свободен", - говорит Клешнев.

Участники страхового рынка впервые посчитали, во сколько обойдется автовладельцам введение закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Страховщики и депутаты, принимавшие закон, уверяли, что страховка будет стоить "не дороже одной заправки". А вышло, что москвичам придется выкладывать по $80 в год, чтобы страховые компании, да и то не все, согласились участвовать в реализации закона. Владимир Путин подписал закон "Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств" в конце апреля. После 1 июля 2003 г. всем автовладельцам придется застраховать свою ответственность при авариях. По закону лимит ответственности при обязательном страховании - 400 000 руб. За ущерб здоровью участников ДТП будет выплачиваться до 240 000 руб., максимальная компенсация за испорченное имущество - 160 000 руб. Но сколько должен стоить полис, в законе не прописано. Более того, конкретные цифры до сих пор никогда не обсуждались. Страховые лоббисты отделывались обещаниями, что обязательная услуга будет такой же дешевой, как полный бак бензина. Им вторили думцы.

Скоро правительство должно наконец установить премию по автогражданке. И страховщики решили ему помочь расчетами. По словам директора Российской ассоциации страховщиков владельцев транспорта (РАСОВТ) Андрея Слепнева, компании собрали статистику по убыткам и вывели примерные тарифы (см. табл.). Базовый тариф, выведенный РАСОВТ для всех автовладельцев, составляет $22,5. Но этот тариф будет действовать, например, на Чукотке, где оленей гораздо больше, чем автомобилей. Для других территорий РАСОВТ предлагает вводить повышающие коэффициенты. Например, для Москвы, где риск ДТП самый высокий в стране, РАСОВТ предлагает коэффициент 3,5, а для Питера - 3,2. Соответственно, московский водитель легкового автомобиля заплатит за годовой полис $80. По словам Слепнева, цены, предложенные РАСОВТ, ниже коммерческих в среднем на 20%.

Но более высокий тариф компании вряд ли выторгуют: лоббисты не хотят им в этом помогать. Пожелавший остаться неназванным представитель Всероссийского союза страховщиков говорит, что цены для компаний вполне нормальные. По мнению основного разработчика закона зампреда бюджетного комитета Владимира Тарачева, они приемлемы и для клиентов. Депутат считает, что тарифы надо еще дифференцировать в зависимости от марки автомобиля. "Это средняя цена между страховкой для "Жигуленка" и "Мерседеса", - говорит Тарачев о предложениях РАСОВТ.

Надо сказать, что корпоративные клиенты готовы платить и больше, чем хочет РАСОВТ. Например, Станислав Воскресенский, финансовый директор компании "Союзгидроспецстрой", имеющей большой парк автомобилей, говорит, что и $100 с каждой машины - "не проблема". А вот автолюбители могут возмутиться. И найдутся юристы, которые их в этом поддержат. Например, адвокат Леонид Ольшанский утверждает, что обязательная автогражданка нарушает права человека, но, если уж она вводится, тарифы надо устанавливать законом, а не правительственным постановлением.

А пока предложения РАСОВТ должен рассмотреть департамент страхнадзора Минфина. Заместитель главы департамента Павел Бечикашвили сообщил "Ведомостям", что расчеты страховщиков в министерство доставлены, но работа с ними еще не начиналась.