Госчиновники выбирают Linux


Правительство Германии объявило, что поддерживает перевод компьютерного парка своих учреждений на операционную систему Linux. Отдельные министерства других стран уже предпочли систему с открытым исходным кодом традиционным Windows и Unix, но госаппарат целой страны готов перейти на нее впервые. Главная причина - возможность контроля за программой и ее дешевизна.

В понедельник Министерство внутренних дел Германии и IBM заключили соглашение, по которому корпорация предоставит федеральным, земельным и местным правительственным учреждениям скидки на серверы и компьютеры, работающие под управлением Linux. Эта система заменит более дорогие и закрытые программные пакеты Microsoft Windows.

Смысл соглашения в том, чтобы дать госструктурам возможность выбирать, с какой системой работать, сказал "Ведомостям" представитель немецкого МВД Дирк Ингер. Раньше госструктуры могли заказывать лишь операционные системы Microsoft. Ингер говорит, что экономия для бюджета на закупках компьютеров наверняка будет значительной. Финансовые условия соглашения с IBM не раскрываются. Представитель германского офиса IBM Майкл Кис заявил "Ведомостям", что конкретные объемы поставок и скидок еще не ясны. Но, по данным источника The Wall Street Journal в правительстве Германии, сделка может затрагивать десятки тысяч настольных компьютерных систем и тысячи серверов.

Пока решение о переходе на Linux принимали лишь отдельные госучреждения в разных странах. В 2001 г. от Windows отказались три французских министерства - обороны, образования и культуры. Министерства обороны, сельского хозяйства и энергетики США на прошлой неделе закупили у IBM 75 мощных компьютерных систем, работающих под Linux. Государственная почтовая служба Китая, а также несколько других ведомств страны также перешли на Linux. Активно устанавливают Linux в развивающихся странах, особенно в Пакистане и Индии.

Сторонники перехода на Linux говорят об экономии в несколько раз. База военно-воздушных сил США во Флориде недавно приобрела для своего исследовательского отдела систему IBM под Linux, заплатив $130 000. Раньше исследователи пользовались компьютером от Silicon Graphics за $750 000. В основном речь идет о серверах, поскольку замена рабочих станций предполагает отказ от популярных приложений Microsoft. Но и это большое достижение для операционной системы, которая создавалась молодым финским программистом Линусом Торвальдсом как некоммерческий проект. По данным исследовательской фирмы IDC, сейчас Linux с ее 27% рынка операционных систем для серверов вышла в этом сегменте на второе место после Microsoft (40%). Специалисты говорят, что на Linux переходят те структуры, для которых принципиальное значение имеет безопасность. Открытые программы, более безопасные и менее подверженные сбоям и вирусным атакам, чем коммерческие решения, стали особенно актуальными после сентябрьских терактов. "Многие правительства беспокоятся, насколько они защищены от внешнего проникновения в операционную систему (ОС) Microsoft, - сказал "Ведомостям" Эл Гиллен из IDC. - Поскольку код Microsoft полностью не раскрывается, у специалистов остаются сомнения. Именно поэтому военные в последнее время активно переходят на программы с открытым кодом". Кстати, и партнерство Германии с IBM стало результатом усилий министра внутренних дел Отто Шили, направленных на повышение безопасности вычислительных систем в госсекторе.

В России пока царит Microsoft, поскольку операционную систему на тендерах никто не выбирает. «Иногда требования [к поставщикам оборудования] звучат примерно так: попробуйте подберите что-нибудь кроме Microsoft, но вообще-то это должен быть Microsoft, - рассказывает Сергей Белкин, руководитель дирекции по тендерным проектам компании "Ланит". - Редко встречается, когда жесткого требования к ОС нет». Тем не менее, по данным Александра Буйдова, директора департамента информационных технологий фирмы «Крок», Минобороны России использует Linux, потому что у системы открыты исходные коды.

Microsoft утверждает, что является более надежным партнером, чем дистрибьюторы Linux, и требует равноправия. "Политика, предоставляющая преимущество одной из сторон, неразумна, - считает Тиффани Штеклер, сотрудница европейского подразделения Microsoft. - Такая политика только сужает выбор для того, кто ее проводит".