Поставщики игр учатся играть по-новому


Прошлогодние надежды разработчиков программ для игровых приставок не оправдались - выпуск новых аппаратных платформ для электронных игр не спас многие программистские коллективы от убытков.

Полтора года назад участники рынка игровых программ предвкушали наступление скорого бума в отрасли - все надежды были связаны с появлением на рынке новых игровых приставок Microsoft Xbox и Nintendo GameCube. Ведущие разработчики приставок, корпорации Sony, Microsoft и Nintendo, выделяли сотни миллионов долларов, добиваясь лидерства в этом секторе, и это сулило рост доходов для независимых производителей игровых программ.

"Война игровых консолей разгорается, и мы поставляем для нее пули", - говорит Ларри Пробст, генеральный директор компании Electronic Arts, лидирующей на американском рынке игровых программ.

Сейчас "пули" в этой рыночной войне по-прежнему летают в изобилии, и крови пролито немало, как в классической игре-экшн. Но зачастую оказывается, что это кровь разработчиков программ. Удача здесь сопутствует лишь немногим известным командам вроде американской Electronic Arts и французской Ubisoft. В то же время компании Activision и THQ недавно опубликовали неутешительные прогнозы корпоративных прибылей, основанные на низких показателях продаж в предрождественский период.

Многие независимые японские программистские компании также переживают трудные времена - даже имея в своем арсенале весьма удачные разработки, получающие высокие рейтинги, эти компании не в состоянии соперничать с американскими конкурентами.

Серия ролевых игр Final Fantasy компании Square получила очень высокие оценки специалистов и пользовалась коммерческим успехом, столь же многообещающей была приключенческая серия Dragon Quest компании Enix. Однако себестоимость разработки растет, у разработчиков не хватает средств, чтобы регулярно выпускать новые версии таких продуктов, а это приводит к перебоям в потоке наличности у издателей программ. К тому же на японском рынке, где упомянутые игры были особенно популярны, начался спад - местные потребители, похоже, не желают проводить все больше и больше времени перед игровой консолью.

За четыре года начиная с 1997 г. продажи программ для игровых приставок в Японии упали на 32%, составив в 2001 г. около $2,2 млрд. В этом году за шестимесячный период, закончившийся в сентябре, продажи снизились еще на 13% по сравнению с прошлым годом. Не очень благоприятна обстановка и на самом крупном в мире, американском рынке - доля японских поставщиков здесь падает. Из японской продукции здесь успешно продаются лишь игры компании Konami.

Данных по 2002 г. пока нет, но, скажем, в списке наиболее популярных игр, составленном аналитиками из компании NPD, программы японских компаний в этом году не фигурировали ни разу - ведущие позиции с марта занимают продукты Electronic Arts, Activision и Take Two Software.

Японские разработчики серьезно отстают в таких ключевых для американского рынка жанрах, как спортивные имитации, боевики и игры, основанные на киносюжетах. Корпорация Sega, прекратившая выпускать собственную консоль Dreamcast, чтобы сфокусироваться на разработке игровых программ, потерпела неудачу в сегменте спортивных игр. Выпущенная Sega имитация чемпионата по американскому футболу, NFL 2K3, не смогла составить конкуренцию программе Madden NFL 2003 производства Electronic Arts - продажи этих игр соотносятся как 1: 8. Тецу Каяма, директор Sega по производству, признал свое "полное поражение" в борьбе на виртуальном футбольном поле.

Показательно, что японцы не сумели вовремя ответить на всплеск спроса на игры по мотивам популярных фильмов. В прошлом году игровая версия "Гарри Поттера" за пять месяцев принесла Electronic Arts доход в $240 млн. В этом году успехом пользовались также цифровые версии "Джеймса Бонда" и "Властелина колец".

Всего для приставки Sony PlayStation 2 на сегодня создано более 400 игр, для Xbox - 200, для GameCube - около 150. (FT, 24. 12. 2002, Александр Сафин)