Остаться в высшей лиге


Бывший штурман ВМФ Сергей Безбородов сделал довольно успешную карьеру в Honeywell. А год назад Безбородов вместе с командой менеджеров покинул американскую корпорацию, чтобы основать свое дело - компанию Q-tec. За первый год деятельности штат фирмы вырос с семи до 50 человек, объем продаж составил $5 млн.

Q-tec ( "Кьютек") занимается проектированием и наладкой технического оснащения зданий - сюда входит электрика, лифты, системы кондиционирования, отопления, безопасности, а также автоматика или то, что часто называют "интеллектуальным домом". Чем более здание современно, тем большая доля в его стоимости приходится на инжиниринг - до 30%. Скажем, в бизнес-центре класса "А" на него приходится $200 - 300 на 1 кв. м. Таким образом, генподрядчик здания площадью 10 000 кв. м обслуживает проект общей стоимостью $2 - 3 млн, из которых на проектирование, монтаж, наладку, гарантийное обслуживание и прочие инженерные работы приходится 20 - 30% стоимости проекта (остальное - стоимость оборудования).

Зданий высокого класса в Москве строится все больше: по оценкам Stiles & Riabokobylko Ltd. , объем строительства офисов международного качества (классов "А" и "В") в этом году должен увеличиться в два раза по сравнению с 2002 г. - до 400 000 кв. м. Спрос на инженерные услуги постоянно растет, говорит исполнительный директор компании Сергей Рябокобылко. "Рынок недвижимости становится все более конкурентным, владельцы и застройщики начинают уделять больше внимания инженерной привлекательности здания", - отмечает он.

Для Сергея Безбородова Honeywell, считающаяся мировым лидером в этом бизнесе, была первым и единственным местом наемной службы. Он закончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе, но во флоте прослужил всего год: понял, что времена изменились и нужно делать что-то новое. Безбородов уволился в запас, пробовал заняться бизнесом, затем поступил в российскую бизнес-школу, за полгода выучил с нуля английский язык, а получив диплом МВА, закончил еще курсы для менеджеров из Восточной Европы в Уортоне. Потом была стажировка в Honeywell и семь лет работы в этой компании. В последний год Безбородов занимал должность директора по России и, не будучи профессиональным инженером, отвечал за весь сервисный бизнес корпорации в Восточной Европ: в его подчинении работало 65 человек и велись проекты общей стоимостью в несколько десятков миллионов долларов.

"Я понял, что дошел до своего карьерного потолка: русскому в американской компании дальше идти нереально", - рассказывает Безбородов. К тому же тогда начались перестановки в высшем менеджменте: Honeywell готовилась к слиянию с General Electric (антимонопольные органы ЕС в конце концов заблокировали эту сделку). Все это побудило Безбородова уйти и начать свое дело. Вместе с ним ушли несколько его коллег, ключевые менеджеры направления. Впрочем, Свилен Петков, коммерческий директор Honeywell, говорит сейчас, что методы работы ушедших менеджеров не соответствовали стандартам корпорации.

"Мы закусили удила: пусть говорят, что хотят, - мы будем делать дело и вытащим свой бизнес", - рассказывает Безбородов. Для него уход из-под крыла солидной корпорации грозил также опасностью понизить планку. "В Honeywell я был в высшей лиге: доступ к определенному уровню людей, бизнес на определенном уровне. И лично для меня самый большой вопрос был, смогу ли я и моя команда продолжить игру в этом же формате, с теми же цифрами и объемами контрактов", - признается он.

Дальше "события развивались как в калейдоскопе - даже быстрее, чем ожидали". Безбородов ушел первым, к нему присоединились еще пять человек: Андрей Якушин, Евгений Холодилин, Оксана Джос, Сергей Буров, Александр Яворчук. Зарегистрировали компанию, сняли небольшой офис в бизнес-центре "Парк-плейс".

В бизнес вложили минимальные средства, необходимые буквально для покупки какой-то мебели и предоплаты офиса за первый квартал, - пока месяца через три не получили предоплату за первый контракт. "Это был скорее психологический фактор, чем финансовый, - объясняет гендиректор Q-tec. - Собрать те или иные средства и обеспечить функционирование бизнеса в течение какого-то времени было возможно - все мы люди не очень бедные. Мы этого не стали делать принципиально". По его мнению, ситуация, когда ты вложил деньги и понемногу проедаешь их каждый день, расхолаживает. А на стартовом этапе очень важен эмоциональный подъем и состояние борьбы.

Круг застройщиков, возводящих здания высокого класса, которые интересовали Q-tec, был известен. Основатели фирмы встретились с клиентами, которых знали еще по Honeywell: "Мы попытались доказать, что да, у нас пока ничего нет: нет проджект-менеджеров, нет инженеров и т. д. - но мы об стенку разобьемся, но это сделаем". Впрочем, добавляет Безбородов, и сами клиенты проявляли интерес к тому, чем они собираются заняться.

Предпринимательские начинания сами по себе, как оказалось, вызывают у людей интерес, тем более когда речь идет о русских, которые ушли из большой корпорации и создали свой бизнес, продолжает Безбородов. Но главный багаж, который был у предпринимателей, - репутация. "Личная симпатия к людям и их высокий профессионализм - такая совокупность не часто встречается", - говорит Алексей Гладышев, заместитель гендиректора компании "Автотранскомплект" (сейчас Q-tec работает на ее объекте С бизнес-центре площадью 17 000 кв. м).

После серии переговоров и подачи тендерного предложения одним из первых заказчиков стала компания "Стартэкс Стоун", заказавшая инжиниринг комплекса зданий на Остоженке. Но в этот момент сказался конфликт с Honeywell: по словам Безбородова, корпорация отказалась поставлять оборудование своим бывшим менеджерам. Q-tec договорился с альтернативными поставщиками. "В компании важен не срок ее работы (хотя это и показатель стабильности). Компанию определяют люди. Когда мы поговорили, обсудили возможности работы, у меня не осталось сомнений в их компетентности и появилось ощущение, что у них все получится", - рассказывает Ирина Лихопек, руководитель отдела продаж компании Siemens AG, одного из поставщиков Q-tec.

Через три месяца в компании работало уже 14 человек. Появлялись новые заказы. Сейчас среди объектов компании - здания на Остоженке, бизнес-центр в Турчаниновом переулке, завод "Кампина", аэропорт "Домодедово". Многим застройщикам молодая фирма импонировала своим "неформальным подходом". "Работа в крупной иностранной компании достаточно жестко регламентируется: оценка трудозатрат, времени, любая консультация, любой незапланированный сервис связаны с жесткой оценкой. Тогда как у российской частной компании большая степень свободы", - поясняет Гладышев из "Автотранскомплекта".

Но по мере того как число заказов увеличивалось, стало понятно, что ресурсов не хватает, в особенности инженерных кадров. Эту проблему Q-tec частично решил в мае этого года, купив небольшую специализированную фирму "Лайттек": француз - владелец фирмы решил вернуться домой, во Францию. В результате сделки в Q-tec перешли более 10 инженеров и менеджеров.

По словам Безбородова, один из главных управленческих принципов его компании - финансовое поощрение специалиста должно жестко зависеть от результатов его работы. В частности, в компании разработана прозрачная система комиссионных для людей, занимающихся продажами и руководством. "Очень важно на системном уровне заложить рычаги, мотивирующие людей на сотрудничество, - рассуждает он. - Если этого нет, на голом энтузиазме это очень сложно поддержать. Если мы хотим держать талантливых людей, с ними нужно по-другому играть. Либо они будут зарабатывать эти деньги у нас, либо они будут уходить в другие компании".

Несмотря на строительный бум в Москве, продолжающийся уже столько лет, рынок инженерных генподрядчиков, по мнению Безбородова, в отличие рынка генподрядчиков общестроительных, не очень сформирован: "сильных игроков можно перечесть по пальцам" и в основном это инжиниринговые подразделения крупных компаний более широкого профиля, независимых компаний практически нет. По его прогнозам, генподрядами будут заниматься в будущем ограниченное число лидеров, в число которых и намерен попасть Q-tec. Зато станет больше мелких узкоспециализированных подрядчиков, которых можно будет нанять буквально по звонку по "Желтым страницам".

Впрочем, недавно Q-tec начал работу еще в одном секторе - управления зданиями. У первого заказчика, "Стартэкс Стоун", была управляющая компания, но руководство решило ее поменять. Изначально Q-tec не хотел распылялся и собирался сервисный бизнес развивать позднее. Но, увидев такую возможность, решили, что справятся, и предложили свои услуги. "Это была огромная ответственность. Нам было четко сказано: ребята, если вы это дело не вытянете, вы потеряете не только этот контракт, но и весь бизнес с нами", - рассказывает Безбородов.