Первый китайский космонавт


ПЕКИН - В октябре китайская космонавтика должна перейти важнейший рубеж - впервые осуществить пилотируемый космический полет. Таким образом спустя 42 года после знаменитого полета Юрия Гагарина Китай намерен присоединиться к элитному клубу полноценных космических держав, в котором пока состоят лишь Россия и США.

Хотя октябрьский пилотируемый запуск будет носить преимущественно невоенный характер, он, как ожидают специалисты, должен вызвать немалое беспокойство участников космических программ в других странах. "Это прежде всего политический шаг, демонстрация возможностей и достижений Китая", - говорит Дэвид Бейкер, редактор журнала Jane's Space Directory.

Сведений о предстоящем полете немного - пока неизвестно даже имя первых китайских космонавтов. В публикации газеты Beijing Morning Post от 18 сентября говорится, что запуск космического корабля "Шеньчжоу-5" с одним или двумя космонавтами произойдет с космодрома Цзюцянь в провинции Ганьсу. Полет продлится по крайней мере один день, после чего корабль должен приземлиться в степи на территории Внутренней Монголии.

В течение последнего десятилетия Китай активно развивал космические технологии гражданского назначения, в частности запуская спутники как для собственных нужд, так и по заказу других государств. "Космическая программа очень важна для Китая в экономическом плане, - утверждает Дин Чен, аналитик из американской исследовательской компании CAN, тесно сотрудничающей с Министерством обороны США. - Спутники находят применение в метеорологии, телекоммуникациях и других отраслях".

Однако в первую очередь космические программы Китая преследуют военные цели, а многие из используемых при этом технологий разрабатывались для двойного применения. Это не может не волновать правительства других стран, в частности Японии. Недавно японское правительство приняло решение слить три существовавшие ранее национальные космические агентства в единую организацию наподобие американской NASA.

Очевидно, китайский пилотируемый полет окажет существенное влияние даже на космическую программу США, которая после февральской катастрофы челнока Columbia переживает нелегкий период. Как известно, запуски оставшихся челноков отложены по меньшей мере до середины будущего года. "Между тем Россия продолжает направлять корабли к орбитальной космической станции, и вот теперь Китай запускает пилотируемый корабль, - рассуждает Дэвид Бейкер. - Такое развитие событий вполне может подхлестнуть американцев и заставить их более решительно взяться за развитие космических проектов".

Китай с начала 1990-х уделяет пристальное внимание долгосрочным космическим программам. По словам Чен Ланя, независимого аналитика из Шанхая, запуск "Шеньчжоу" только первый этап очень обширного проекта. В январе Китай запустил уже второй спутник фоторазведки "Цзы Юань". Технологии для этого проекта разрабатывались совместно с Бразилией, также заинтересованной в изучении природных ресурсов с помощью космических аппаратов. Кроме того, в сентябре Китай подписал предварительное соглашение с руководством европейского спутникового проекта Galileo, задуманного как альтернатива американской системе глобального позиционирования GPS.

Информация о китайских космических планах зачастую весьма скупа, однако известно, что опубликованный в 2000 г. официальный документ Госсовета предусматривает создание национальных независимых спутниковых систем телевещания и навигации, а также обширные космические исследовательские системы и маркетинг всевозможных приложений на базе космических технологий. Это очень амбициозный план для страны, в которой даже автомобилестроение пока опирается на помощь из-за рубежа, а современные боевые самолеты приходится импортировать из России. (WSJ, 29. 09. 2003, Александр Сафин)