КРАСИВАЯ ЖИЗНЬ: Правила коллекционеров


Тем не менее с древних времен и до наших дней коллекции холодного и огнестрельного оружия украшают стены жилищ обеспеченных домовладельцев. Эта мода вряд ли прекратится в обозримом будущем, разве что все жители планеты станут убежденными пацифистами.

“А ну отдай мой каменный топор…”

Обычай украшать жилище оружием и трофеями – традиция, берущая начало в древнейших цивилизациях Земли. А само оружие – чрезвычайно интересный памятник материальной культуры, в нем отражены уровень развития науки, искусства, ремесел разных эпох и регионов.

“Использование оружия в интерьерах было “модно” и тысячелетия тому назад как выражение сакральности власти, – говорит Валех Рзаев, руководитель дирекции маркетинга, рекламы и PR Группы компаний КРТ. – Оружие, как и религиозные аксессуары, служило непременным атрибутом интерьера царственных особ и знати еще в Шумерском царстве. Считалось, что демонстрация оружия в доме отгоняет злых духов, придает мужество обитателям и свидетельствует о силе владельца, готового в любую минуту дать отпору врагу. Подобное отношение к оружию характерно почти для всех народов. У славян топор, прикрепленный над дверью с внутренней стороны жилища, был обязательным элементом “прагматичного” интерьера. У тюрок под подушку роженицы кладут нож, чтоб родился сын, и вонзают нож в дверь, чтоб хозяин дома поскорее вернулся домой”.

Появление оружия в европейских интерьерах стало особенно популярно после первых крестовых войн на Востоке. Испанцы украшали дома сирийскими саблями и большими йеменскими ножами, добавив впоследствии к ним германские секиры и мечи.

В Российской империи владеть оружием и свободно коллекционировать его мог любой законопослушный и психически здоровый гражданин. Традиция собирать оружие и превращать его в часть (иногда главенствующую) интерьера сохранилась по сей день среди заядлых коллекционеров, крупных политиков и бизнесменов. Хотя теперь развешенные по стенам шпаги, мечи, топоры свидетельствуют не о боевых подвигах владельца, а о его благосостоянии и вкусе.

Многие довольствуются сувенирным оружием – оно конструктивно ничем не отличается от настоящего, но на самом деле является не более чем красивой имитацией. Использовать его как оружие скорее всего не получится – сломается. Часто рестораны, клубы заказывают большие подборки подобных “экспонатов”, поскольку нельзя же повесить в общественном месте настоящее оружие – опасно.

Интерес и любовь к оружию, заложенные в мужчине, мало изменились от перемены властей. По словам Валеха Рзаева, практически в каждом доме на юге России, на Кавказе или в районах Дальнего Севера есть какое-либо оружие, старинное или современное. Это обусловлено национальными традициями. Для кавказцев и казаков, например, кинжал – важнейший атрибут национального костюма. В жилище обитателя современного мегаполиса или его пригорода оружие подчеркивает брутальность и своеобразную утонченность владельца.

Арсенал у камина

Оружие, особенно антикварное или “под антикварное”, – сегодня модная деталь интерьера. Но в отличие от других дизайнерских находок, призванных разнообразить оформление дома или квартиры, оружие – штука серьезная и самодостаточная. Если небольшой нож на подставке прекрасно сочетается с другими предметами на полке, не теряя выразительности, то меч или сабля уже сами начинают диктовать условия по размещению подходящих элементов интерьера вокруг себя.

По словам Сергея Бутова, генерального директора Галереи авторского оружия “Русские палаты”, владельцы оружейных коллекций делятся на коллекционеров и собирателей,

которым просто нравится иметь среди прочего пару мечей в интерьере (многие украшают дом только современными сувенирами, считая, что старинная вещь несет в себе много бог знает какой энергии). Третья категория обладателей антикварных арсеналов – люди, получившие коллекции по наследству.

Отличие коллекционеров от собирателей в том, что коллекционеры изучают, сохраняют предметы материальной культуры прошлого, а не просто добавляют подаренный меч к интерьеру. Зачастую, как писал Ираклий Андроников, коллекционеры-любители являются знатоками, которые могут поспорить с ученым-специалистом.

Но если человек начинает собирать оружие даже просто потому, что ему подарили на юбилей саблю, то рано или поздно разрастающаяся коллекция сама начинает притягивать к себе соответствующие вещи, предметы интерьера определенного времени или страны, картины, монеты, старинный кальян – к ятагану, трофеи – к охотничьим ножам. Обычно собирают по темам, объединенным историческим периодом, или регионом, или видом оружия, рассказывает Бутов. Кто-то собирает кортики, кто-то интересуется японским оружием, кто-то предпочитает западноевропейское.

Пафосно и по-своему красиво оружие германского Третьего рейха, которым Бутов принципиально не занимается, хотя знает, что для многих оно представляет интерес: оно эффектно и его не так уж трудно достать.

По словам экспертов-оружейников, где размещать коллекцию, по каким критериям ее формировать, зависит от благосостояния и вкуса человека. Оружием украшают и квартиры, и загородные дома, в которых делают “рыцарские залы” (ниши под доспехи в стенах предусматривают еще при строительстве), и кабинеты в офисе. К слову, рыцарские доспехи – тема сложная, мало доспехов сохранилось, поэтому стоят они дорого – от $15 000 за качественный новодел, а старинные, но хорошо сохранившиеся – сотни тысяч долларов. От $100 000 – стартовая цена на аукционе за доспехи XIX в.

Валех Рзаев называет четыре основных интерьерных стиля, в которых используется оружие. Изогнутые сабли, турецкие ятаганы, кавказские кинжалы, наколенно-нарукавные доспехи и небольшие круглые щиты подходят для комнаты в стиле ориенталь. Это самая что ни на есть русская традиция, пришедшая с Востока, – развешивать оружие на коврах. В кабинетах русских усадеб XVIII–XIX вв. именно так размещали оружие. “Изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховой мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…”, – описывает кабинет русского помещика той эпохи Иван Тургенев. На саблях из дамасской стали, произведениях известных мастеров, порой было выгравировано посвящение тому, кому предназначалось оружие.

Европейское же оружие, по словам Сергея Бутова, обычно развешивают на стенах. Один из вариантов – в центре композиции помещают щит (европейский щит – большая редкость), от которого веером располагают остальные предметы.

В минималистских интерьерах, напоминающих японские и китайские жилища, уместно соответствующее оружие – самурайские мечи-катаны, тати (tachi – длинный, обычно сильно изогнутый меч, его носили знатные самураи при доспехах либо как церемониальный в торжественной обстановке), ножи танто, сюрикены

(металлические “звездочки”, весьма своеобразная разновидность японского метательного оружия) и т. д. Катаны нередко размещают на специальных подставках из дерева.

Этностиль предполагает стилизацию, например под кельтские интерьеры с использованием кельтского оружия: луков и стрел, топоров, ножей. “Милитари” отражает страсть владельца к оружию самому разнообразному – от охотничьей двустволки до автоматов и пистолетов современного производства, различных ножей и штыков.

В любом случае при использовании коллекции оружия для украшения интерьера специалисты по дизайну советуют выдержать в обстановке определенный стиль. Старинное оружие, отделанное резьбой, инкрустированное перламутром, позолотой и даже драгоценными камнями, – роскошное украшение библиотеки или гостиной – будет органично смотреться на фоне натурального благородного дерева, кожаной обивки диванов и стен, обтянутых тканью. Африканские копья и стрелы дополняют “колониальный” интерьер, в котором используются самые экзотические атрибуты. Главное – не переборщить, чтобы помещение не напоминало лавочку на восточном базаре.

Для кого-то важно, чтобы все блестело, – особенно этим озабочены бывшие военные, но чисткой до блеска, бывает, губят антикварное оружие, имеющее культурную ценность. А это, между прочим, преступление. Статья 243 УК РФ гласит: “Уничтожение или повреждение... предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет”.

Уборщицу, приблизившуюся к коллекции с влажной тряпкой в руке, выгонят сразу. Под запретом и метелки для стряхивания пыли – такая метелка может зацепить и отколоть кусочек старинного предмета. Сергей Бутов объясняет, что коллекционные предметы очищают, сдувая пыль пылесосом на пол и затем уже убирая ее. Специальные стеклянные витрины – шкафы с полками также призваны предохранить драгоценное оружие от пыли. Такие витрины, входящие в состав мебельных групп для кабинетов, столовых и гостиных, можно сделать на заказ.

Рога за $50

Охотничьи трофеи нередко дополняют коллекции оружия, особенно охотничьего, что вполне логично, или сами по себе составляют коллекции. Для заядлых охотников рога, копыта и головы ценны тем, что добыты самостоятельно и являются доказательством совершенных подвигов. В этом смысле современный человек ничем не отличается от вождя индейского племени, который украшал “входную группу” своего вигвамного поселка скальпами поверженных врагов, демонстрируя тем самым свои доблесть и заслуги.

Но чучелом, например, кабана или волка (от $800–1000) или шкурой зверя ($250–800) может украсить гостиную и совершенно далекий от настоящей охоты человек. Рога дешевле – от $50. Можно даже купить композицию: хищник с жертвой в зубах, пара глухарей на току ($80–350). О стоящем в холле чучеле медведя (от $1000) лучше все же предупреждать гостей заранее, а то мало ли что… Вообще, такого рода “детали интерьера” гораздо уместнее все же смотрятся в загородном доме. Иногда “трофеями” украшают предбанник сауны – это располагает к подогретым беседам на соответствующие темы. Но лучше хранить чучела в хорошо проветриваемом помещении, без резких перепадов температуры.

Бремя мечей

В современной России собирательство оружия – занятие опасное. И не в том дело, что такая коллекция опасна сама по себе. По словам Сергея Пашихина, владельца фирмы по выпуску реплик (копий) антикварного русского длинноклинкового холодного оружия, наградными саблями людей не убивают. Цена большинства предметов такова, что маргиналам просто не по карману. В прошлом году на “круглом столе”, посвященном судьбе антикварного оружия в России, организованном аукционным домом “Гелос”, была озвучена информация, предоставленная отделом статистики судебного департамента Верховного суда: в их картотеке не зарегистрировано ни одного преступления, совершенного с применением антикварного оружия.

Однако в самой читающей стране мира милиция знает творчество Чехова. А именно: если в первом акте на стене висит ружье, в третьем оно непременно выстрелит. Огнестрельную часть коллекции предписано хранить в специальных сейфах, к владельцу такой коллекции будет раз в год наведываться с проверками сотрудник ГУВД (таковы правила). А руководствуясь, видимо, народной мудростью, что раз в год и палка стреляет, органы до сегодняшнего дня склонны довольно жестко реагировать и на холодное оружие. Были прецеденты, когда владельца антикварного оружия отправляли за решетку, а собрание редких и дорогостоящих предметов – в металлолом. Или же раритеты исчезали в неизвестном направлении.

Например, в июле 2001 г. у коллекционера Евгения Маллера, который хорошо известен в среде коллекционеров в том числе и как человек, активно отстаивающий свое право иметь легальную коллекцию, оперативники 9-го отдела МУРа изъяли 434 единицы оружия, преимущественно антикварного холодного.

Вернули 401, 33 лучших клинка пропали – об этом Маллер рассказывал в печати.

В 1995 г. у известного московского коллекционера оружия царской России и уже пожилого человека Марата Порая были изъяты самые ценные предметы – кольт изготовления 1851 г., пистолет 1830 г., револьвер “Галан” 1868 г. Обвинение предъявлялось по статье 218 УК – “незаконное хранение оружия”, дело тянулось пять лет. Морской “Кольт”, самый дорогой из изъятых экземпляров, пропал “вследствие пожара и залива помещения суда водой”. Только в 1999 г. в Бабушкинском райсуде Москвы Пораю был вынесен оправдательный приговор, поскольку судебная экспертиза все же признала, что изъятые у него пистолеты (в том числе дульно-зарядный и двуствольный капсюльные пистолеты, револьвер Лефоше) непригодны для стрельбы “без дополнительных приспособлений”, а значит, не являются оружием в собственном смысле слова.

С одной стороны, законодательство жестко регламентирует приобретение, хранение и ношение оружия, будь то огнестрельное (мушкеты, винтовки, ружья, пистоли) или холодное (ножи, кинжалы, сабли, мечи, etc.). С другой, говорит Сергей Пашихин, до сих пор нет закона об антикварном оружии и ничего не сказано о нем в ФЗ “Об оружии” 1997 г. Правда, в этом законе все же предусмотрен специальный вид владения оружием – коллекционирование. В статье 25 сказано: “Коллекционированием и экспонированием оружия на территории Российской Федерации имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии органов внутренних дел. Правила коллекционирования и экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с ним изделий, порядок их производства, торговли ими, их продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, а также номенклатура оружия устанавливаются правительством Российской Федерации”. Коллекционировать можно любые виды оружия, в том числе и не перечисленные в законе, а также конструктивно схожие с оружием изделия.

Не так давно была наконец отменена уголовная ответственность за хранение, ношение и продажу антикварного холодного оружия, остался только административный штраф за неоформленное. Теперь оборот антикварного холодного оружия как имеющего культурную ценность регулирует Министерство культуры.

По словам Пашихина, к антикварному относят в России то оружие, которое было произведено более 50 лет назад (холодное оружие, не стоящее на вооружении Российской армии, потому что офицерские шашки образца 1940 г. до сих пор “в строю”) или более 100 лет назад (огнестрельное с неунитарным патроном).

В департамент по сохранению культурных ценностей Министерства культуры подается заявление о коллекции с просьбой провести экспертизу и разрешить экспонирование и коллекционирование оружия. После экспертизы, фиксирующей особенности и определяющей подлинность изделия, время его изготовления, а также не в розыске ли оно (сейчас начинают формировать базу данных на все антикварное оружие, находящееся в России), Минкультуры дает официальное заключение, разрешающее или хранить дома коллекцию антикварного оружия, или торговать им.

Вопросы, связанные с коллекционированием огнестрельного оружия или современных образцов холодного оружия, по-прежнему находятся в ведении МВД. Труднее всего

приходится владельцам смешанных коллекций, включающих и антикварное, и современное оружие, говорит Пашихин.

Сегодня в России выявлено приблизительно 200 собраний дореволюционного оружия, информация о коллекциях составит готовящуюся к печати книгу, сообщил эксперт, пожелавший остаться неназванным. Но на самом деле мало кто спешит зарегистрировать коллекцию – люди не уверены в завтрашнем дне и в отношении государства к их увлечению. В то же время многие влиятельные граждане зарегистрировали свои коллекции, по словам Пашихина, среди них мэр Москвы Юрий Лужков, министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу и “главный есаул” российской эстрады Родион Газманов.

Инвестиции в булат

“Бизнесом на грани фола, на лезвии ножа” назвал продажу и коллекционирование художественного и антикварного оружия Сергей Пашихин. Однако бизнес это очень неплохой, если учесть, что старинное оружие, так же как любой другой высоколиквидный антиквариат или драгоценности, со временем только растет в цене, уникальные предметы могут дорожать на 20–60% в год.

“Вложения капитала в оружие всегда и во все времена считалось оправданным. Цены на антикварное оружие растут, а специальные модели, сделанные вручную по заказу пять столетий назад и богато инкрустированные драгоценными камнями и золотой резьбой, зачастую стоят как “Роллс-Ройс”, – говорит Рзаев. – Неплохой кинжал современной дагестанской работы можно купить за $500 и выше. Но это настоящий кинжал, а не муляж, продающийся в сувенирных лавках. Ружье современной работы и изысканного дизайна может стоить от $5000 до $50 000”. Антиквариат дороже: армейский револьвер системы “Кольт” 45-го калибра (серийный номер 1 выпуска 1873 г.), попал в Книгу рекордов Гиннесса – он был продан на аукционе Christie’s за $242 000 в 1987 г. Для частного заказчика шашки образца 1912 г. обходятся не меньше чем в $5000. Эти клинки сейчас получает почетный эскорт Кремлевского полка. Как минимум коллекционное оружие стоит $100.

Раз в полгода в Москве проводится антикварный салон, на нем в том числе продают оружие, а значит, спрос есть, уточняет Сергей Бутов. Старинное оружие в России стоит гораздо дороже, чем на рынках других стран. По словам Пашихина, причина все та же: масса оружия была уничтожена при советской власти, особенно в 30–40-е гг. Георгиевское оружие, наградные клинки рубились и шли в переплавку. Поэтому русское оружие сегодня редкость и ценность. Вообще, внутренние цены на оружейный антиквариат выше, чем мировые, благодаря запретительным мерам. В Россию оружие ввезти очень трудно и вывезти практически невозможно. На зарубежных антикварных салонах зачастую продается новодел, хорошо состаренные копии, отличить от подлинных раритетов их можно, только исследовав металл.

Сегодня георгиевская наградная шашка стоит $30 000–40 000, и цены растут. “Коллекционирование антикварного оружия можно рассматривать как вложение денег, такое же, как в недвижимость, но недвижимость может расти в цене, а может и падать, а эти вещи только дорожают”, – говорит Пашихин.