Сделать точный расчет


Предприниматели не могут не быть оптимистами, говорит профессор предпринимательства Джоэл Шульман из колледжа Бэбсон (город Уэлссли, штат Массачусетс). “Часто они легкомысленно относятся к вопросу привлечения средств и недооценивают затраты, которые предстоят в связи с созданием новой компании”, – добавляет он. По мнению профессора, именно по этой причине большинство небольших компаний разоряется в первые пять лет своего существования. “Им просто не хватает оборотного капитала”, – поясняет он.

Мало денег

В 1989 г. массачусетский предприниматель Уильям Херп открыл компанию Event Cellular Communications. На ее создание он потратил $5000, которые взял в долг у родственников жены. Его предприятие одним из первых стало сдавать в аренду мобильные телефоны. Но вложенных средств не хватило. Компания была обречена стать незначительным игроком рынка и вести операции только в Бостоне, рассказывает предприниматель. Денег для расширения у бизнесмена не было, и три года спустя он был вынужден продать бизнес более крупной телекоммуникационной компании. “Из этой ситуации я вынес для себя урок: в капиталоемком бизнесе, чтобы генерировать доходы, необходимо приобретать активы. Для этого нужен значительный стартовый капитал, – говорит теперь Херп. – Будь у нас больше денег, мы бы создали компанию покрупнее”.

Херпу сейчас 41 год, и он хорошо усвоил урок. С тех пор он открыл еще две компании, одна из которых, Linear Air (предоставляет услуги воздушного такси), существует и поныне. В обоих случаях Херп привлекал широкий круг инвесторов.

Не ставить все на карту

Не следует вкладывать в предприятие все свои сбережения. Лучше оставить часть суммы в качестве резерва. Тогда предприниматель сможет содержать семью в случае неудачи. “Самая большая ошибка, которую допускают люди, – это растрата всех своих сбережений и повторный залог дома с целью раздобыть побольше денег”, – объясняет Пол Холстейн, старший вице-президент интернет-магазина CableOrganizer.com, продающего аксессуары для кабельных систем (изоляторы, подвязки, защелки). “Если дело закончится неудачей, то вы потеряете все”, – добавляет он.

40-летний Холстейн знает, что говорит. В 1995 г. на волне интернет-бума он решил открыть компанию по предоставлению интернет-услуг. Предприниматель вложил все свои сбережения, потратив $20 000 на покупку компьютеров, маршрутизаторов и прочего оборудования для обслуживания клиентов графства Броуард (штат Флорида). Неожиданно компания, которая была его партнером в соседнем графстве Дэйд, начала процедуру банкротства. Поступления средств от партнера прекратились. Но Холстейн по-прежнему был вынужден нести издержки. В результате ему пришлось закрыть компанию. “Это был хороший урок и, возможно, не такое уж бестолковое капиталовложение. Ведь я научился не рисковать по-крупному”, – рассказывает он.

Его новая компания, которую он открыл вместе с женой в 2002 г., не потребовала крупных инвестиций. Супруги потратили $30 на регистрацию домена для интернет-сайта, а также вложили небольшую сумму в покупку исходных материалов для производства первых образцов своей продукции. Сейчас в его компании работают 16 человек, а ее годовой доход составляет $4 млн.

Не брать в долг у друзей

Собирая средства на открытие предприятия, многие обращаются за помощью к родным и друзьям, говорит Марк Нит, специалист по бюджетированию и оценке бизнеса компании JK Harris & Co. “Нужно отдавать себе отчет, что ваша компания может разориться и ваши отношения с людьми на этом закончатся”, – предупреждает он. Нит вспоминает одного своего клиента, врача, который решил заняться собственной медицинской практикой и занял $70 000 у своего пациента. Это разрушило их отношения, потому что даже семь лет спустя доктор все еще был должен пациенту добрую треть суммы. “Люди рассматривают такой тип займа, как самую легкую возможность получить деньги. Однако к родственникам и друзьям стоит обращаться не в первую, а скорее в последнюю очередь”, – советует Нит.

Аккуратно вести отчетность

Многие предприниматели слишком заняты или просто не обладают нужными навыками для того, чтобы аккуратно вести бухгалтерскую отчетность. В результате почти невозможно разобраться в доходах и расходах предприятия, когда приходит время платить налоги, утверждает Нит. Пытаясь припомнить все бизнес-операции, предприниматели оказываются не в состоянии правильно записать все отчетные данные.

Бизнесмены, которые неаккуратно составляют финансовые отчеты, рискуют навлечь на себя гнев налогового управления США, потому что не смогут платить квартальные налоги, когда их бизнес начнет приносить прибыль. Известие о том, что некоторые налоги необходимо платить вперед, обычно застает новоиспеченных предпринимателей врасплох. (WSJ, 9.11.2004, Мария Подцероб)