Говорящие головы


Фестиваль не случайно придумали в журнале “Афиша” – издании, на страницах которого Москва похожа на западные столицы гораздо больше, чем в действительности. Stand-up Comedy – жанр лондонских пабов и нью-йоркских клубов, напоминают организаторы; разумеется, такая вещь должна быть и у нас.

Но компактные и демократичные представления Stand-up Comedy трудно импортировать: их особенность – не только актерская импровизация и разговор от первого лица, но и обратная связь исполнителя и публики, которая должна быть мгновенной, что становится проблематичным при переводе.

О том, как это делается в Америке, можно судить, например, по знаменитому фильму Боба Фосса “Ленни”. Российским представителем жанра иногда называют Евгения Гришковца, но его монологи, во-первых, не отклоняются от однажды придуманной канвы в зависимости от реакции публики, а во-вторых, Гришковец любит предупредить: сейчас я на минуту уйду, а тот, кто вернется, будет уже не мной, а персонажем. Который, например, не имеет возможности вступать в перепалку со зрителем; впрочем, и публике вряд ли придет в голову идея поспорить с персонажем. Для актера и зрителя Stand-up Comedy подобный диалог в порядке вещей, здесь вообще дозволено много того, что нельзя делать в обычном театре, например выпивать, курить и не всегда быть взаимно вежливыми.

О чем пойдет речь? Рената Литвинова собирается говорить о женщинах, теоретик духовного самоусовершенствования Андрей Лапин – о сексе, лондонский комик Иан Стоун – об иностранце в Москве. Темы, однако, совсем не обязательно объявлять заранее. Потому что публика, конечно, придет не на них, а на исполнителей – например, на Литвинову или Фоменко. Которые, впрочем, уже не только артисты, но и персонажи тоже – что в Stand-up Comedy, в сущности, главное.