Ставки растут


Прошедший год оказался нелегким для участников рынка рублевых облигаций. Его начало было многообещающим, вспоминают в обзоре аналитики Внешторгбанка, несколькими месяцами ранее, в октябре 2003 г., международное агентство Moody’s первым присвоило России инвестиционный рейтинг, спровоцировав резкий рост котировок российских долгов. Инвесторов подгоняли высокая рублевая ликвидность и ожидания укрепления национальной валюты. К концу I квартала доходности облигаций упали до своих исторических минимумов. Например, бонды “Газпрома” с погашением в январе 2007 г. приносили тогда порядка 6,6% годовых.

Однако в апреле ажиотажному спросу пришел конец. Убедившись в том, что повышение учетной ставки в США не за горами, международные инвесторы стали спешно покидать развивающиеся рынки, в том числе и российский. Доходности бумаг почти вернулись к уровням начала года. Масла в огонь подлил председатель ЦБ Сергей Игнатьев, пообещавший, что Центробанк не допустит чрезмерного укрепления реального курса рубля. На этом неприятности не закончились. В июне начался банковский кризис, напоминает аналитик Банка Москвы Егор Федоров, вынудивший банки уменьшить портфели ценных бумаг. Восстанавливаться рынок начал только к концу сезона отпусков.

В октябре возобновившееся укрепление рубля привело к новому ралли. Всего за два месяца доходности бумаг практически достигли весенних минимумов, но пробить их, отмечают аналитики ВТБ, так и не успели. Очередной напастью стали налоговые претензии к “ВымпелКому”. Обвал котировок, последовавший за этими новостями, свел почти на нет заработки портфельных инвесторов. За год, по оценкам аналитика “УралСиба” Дмитрия Дудкина, доходности облигаций компаний первого эшелона упали в среднем всего на 1,7% годовых, региональных бондов – на 1,8%, а госбумаг – на 1,2%.

Но в этом году о таких результатах, по мнению аналитиков, можно будет только мечтать. “Доходности останутся на текущих уровнях или слегка вырастут”, – полагает Федоров из Банка Москвы. Свои выводы он объясняет действиями российских вла стей в отношении частных компаний, оставившими глубокий отпечаток на имидже страны, увеличив политические риски и усилив негативное отношение иностранных инвесторов к российским инструментам. “Похоже, что эти риски сохранятся и в 2005 г.”, – полагает Федоров. Активизация “антиолигархических” настроений во властных структурах беспокоит и его коллег из “Зенита”. “Риск переоценки итогов приватизации и выявления “недоплаченных по понятиям” налогов является бомбой замедленного действия, которая может быть использована властью в любой момент”, – отмечают они. С учетом повышения мировых процентных ставок доходности рублевых бумаг к концу этого года, по оценкам “Зенита”, вырастут как минимум на 75–125 базисных пунктов.

Алексей Ю из “Атона” более оптимистичен. Жертвами политических рисков, по его мнению, могут стать разве что корпоративные бумаги, а государственные и квазисуверенные долги не пострадают. Выстоять облигациям, полагает Ю, помогут продолжающий укрепляться рубль и ожидаемое получение Россией инвестиционного рейтинга от Standard & Poor’s (в прошлом году примеру Moody’s последовало лишь агентство Fitch). Укрепление рубля сможет сгладить негативный эффект от повышения ставок в США, соглашаются аналитики ВТБ, но даже с учетом роста суверенного рейтинга потенциал снижения доходностей не превысит 50–80 б. п. “Скорее всего, где находимся, там и останемся”, – предполагает Ю. Не ждет дальнейшего снижения доходностей бумаг первого эшелона и Роман Сафонов из инвестбанка “Траст”. “Ставки уже существенно ниже инфляции, – поясняет он, – а рубль в 2005 г. вряд ли продолжит номинальное укрепление по отношению к доллару”.

Сейчас, по данным “Траста”, доходность облигаций “АЛРОСА” с погашением в октябре 2005 г. составляет 7% годовых, столько же приносят инвесторам бумаги ТНК с погашением в ноябре 2006 г. Доходность долгов “Газпрома” с погашением в январе и октябре 2007 г. – 7,4% и 7,8% годовых соответственно.