“Роснефть” ушла с шельфа


В конце 2004 г. “Газпром” объявил, что его дочерний Газпромбанк в интересах монополии выкупил у структур “Роснефти” ее доли в шельфовых проектах. В официальном сообщении “Газпрома” было сказано, что Газпромбанк уже приобрел 50% акций “Севморнефтегаза” и 49,95% участия в проекте по освоению Арктического шельфа в Баренцевом и Печорском морях, а также оформляет сделку по покупке 26% акций “Росшельфа”. Источник в “Газпроме” тогда пояснял “Ведомостям”, что за все вместе “Роснефть” получила от Газпромбанка $1,7 млрд, которые пойдут на оплату акций “Юганскнефтегаза”.

Однако вчера в рамках обязательного раскрытия информации “Пурнефтегаз” сообщил, что 31 декабря сократил свою долю в “Севморнефтегазе” всего на 8% – до 42%. В Газпромбанке и “Роснефти” от комментариев отказались. А представитель “Газпрома” объяснил, что сделка пока не завершена, потому что на нее еще не дала разрешение Федеральная антимонопольная служба (ФАС). “Мы обратились за разрешением к антимонопольщикам и надеемся вскоре его получить и завершить сделку”, – говорит собеседник “Ведомостей”.

Сразу два менеджера “Газпрома” удивились этому обстоятельству. По их словам, это была “одномоментная сделка”. А аналитик “Совлинк Секьюритиз” Лев Сныков называет эту задержку временной и считает, что она вряд ли станет препятствием для консолидации “Газпромом” шельфовых активов. А как только монополия станет полновластным владельцем Штокмана, рассуждает Сныков, она наверняка привлечет к его разработке иностранных партнеров, потому что проекту нужны серьезные инвестиции.

Сотрудник “Газпрома” рассказывает, что монополия уже подыскивает нового партнера для освоения шельфа и стать им может норвежская Statoil. Собеседник “Ведомостей” напоминает, что компании в сентябре 2004 г. (тогда еще вместе с “Роснефтью”) подписали меморандум о возможном совместном строительстве завода по производству сжиженного природного газа (СПГ). Statoil в обмен на это предложила “Газпрому” поучаствовать в проекте по производству СПГ на своем месторождении Snohvit и получить доступ к принадлежащим Statoil североамериканским мощностям по преобразованию СПГ в газ (регазификация). По словам сотрудника “Газпрома”, в марте монополия и Statoil планируют принять окончательное решение по этому вопросу.

Получить комментарии ФАС вчера не удалось.