Цифровую подпись хотят реанимировать


По словам руководителя правового департамента Мининформсвязи Михаила Якушева, его министерство предлагает в 2005 г. внести поправки в федеральный закон об ЭЦП, с тем чтобы сделать его реально работоспособным.

Как рассказал Якушев “Ведомостям”, положения закона об ЭЦП, принятого еще в 2002 г., так и не удалось реализовать на практике. До сих пор не заработала система лицензирования ЭЦП, не сформулированы материальные и финансовые требования к удостоверяющим центрам. “ЭЦП – это достаточно новая технология для нашей страны. Поэтому нет ничего удивительного, что происходит поиск наиболее оптимальных путей регулирования этой сферы отношений”, – поясняет Якушев.

По словам Якушева, министерство планирует привлечь к разработке поправок как участников рынка, так и другие федеральные органы исполнительной власти, например МЭРТ и ФСБ.

И представители других госорганов, и участники рынка согласны, что действующий закон об ЭЦП – практически мертвый законодательный акт. “Прецедентов правоприменения этого закона практически не было, так как он никуда не годный. Его разработчики просто не прислушались к экспертам”, – считает президент ассоциации “Рускрипто” Алексей Волчков.

По его словам, в закон было заложено очень много отсылочных норм. “Эти подзаконные акты начало разрабатывать ФАПСИ, но так и не успело ни с кем их согласовать. В результате получился закон о регулировании удостоверяющих центров”, – возмущается Волчков.

По мнению замдиректора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Церена Церенова, закон об ЭЦП не работает именно из-за завышенных требований к удостоверяющим центрам. “Эти требования необходимо снизить, так как они уже предусмотрены в новой редакции закона о лицензировании отдельных видов деятельности, который успел пройти первое чтение”, – отмечает Церенов.

По его мнению, ЭЦП должна жестко регулироваться только в тех случаях, когда происходит взаимодействие органов власти друг с другом. Когда же речь идет о взаимодействии хозяйствующих субъектов, регулирование может быть более либеральным, считает Церенов.

“Основным недостатком закона об ЭЦП является то, что в нем предусмотрен только один формат электронной подписи [технология открытых ключей], предполагающий наличие государственного корневого удостоверяющего центра, которого пока не существует”, – передала пресс-служба Cognitive Technologies слова исполнительного директора Ольги Усковой.

С ней согласен вице-президент Verysell Андрей Зотов: “Для реального использования ЭЦП необходимо создать единый удостоверяющий центр, который должен быть хорошо защищен, вызывать доверие, а самое главное – нести материальную ответственность по сделкам, подписанным ЭЦП”.

Вполне возможно, что такой корневой удостоверяющий центр появится в России уже в этом году. Как сказал “Ведомостям” руководитель федерального агентства по информационным технологиям Владимир Матюхин, это одна из основных задач его ведомства.

Правда, участники рынка отмечают, что принятие поправок в закон об ЭЦП скорее нужно для госсектора, чем для бизнеса. “Я не уверен, что [с принятием этих поправок] очень многие компании бросятся использовать ЭЦП, большинство организаций могут обмениваться документами, используя существующее договорное право”, – отмечает Волчков. А вот для госструктур это может быть расширением их возможностей, считает Волчков. “Коммерческим предприятиям ЭЦП не слишком нужна, закон нужен там, где компании взаимодействуют с госорганами”, – согласен президент “ЛАН Крипто” Анатолий Лебедев.