ВЕКТОР


На грани фола

Нешуточный конфликт разгорелся между акционерами казахстанского нефтедобывающего предприятия “Тургай Петролеум” – “ЛУКОЙЛ Оверсиз” и канадской PetroKazakhstan. В последних числах декабря канадцы без объяснения причин прекратили приемку сырья от “Тургая” на свои установки подготовки нефти, в результате чего предприятие было вынуждено остановить добычу. Однако простой длился не более двух дней – суд признал действия PetroKazakhstan незаконными. Новая атака со стороны канадцев последовала 14 января, когда они обратились в суд с требованием обязать гендиректора “Тургая” представить на рассмотрение совета директоров компании январские экспортные контракты. В обеспечение иска PetroKazakhstan попросила суд запретить предприятию экспорт нефти, что тот и сделал.

О причинах своих действий канадская компания не сообщает, но, вероятно, они достаточно серьезны, если PetroKazakhstan решается на нанесение прямого ущерба не только партнеру, но и себе самой. Не исключено, например, что канадцы хотят вынудить “ЛУКОЙЛ” продать им свою долю в “Тургай Петролеум”. Ведь несколько месяцев назад PetroKazakhstan уже делала такое предложение, но получила отказ, поскольку цена, как говорили в “ЛУКОЙЛе”, была сильно заниженной. Однако, идя таким путем, канадская компания рискует окончательно испортить свои и без того не блестящие взаимоотношения с казахскими властями, которые тоже несут потери от остановки добычи. В итоге весь бизнес PetroKazakhstan в этой стране может оказаться под серьезной угрозой.

Слишком поздно

Центробанк вчера наконец отозвал лицензию Союзобщемашбанка, который на рынке уже давно “похоронили”. Формулировка ЦБ стандартна: неисполнение законов, недостоверная отчетность, неспособность удовлетворить требования кредиторов и уплатить обязательные платежи, а также неоднократное применение надзорных мер. Медлительность регулятора необъяснима: “Союзобщемаш” начал испытывать проблемы с ликвидностью еще летом 2004 г. – в разгар кризиса доверия на межбанке. В августе-сентябре его клиенты и контрагенты стали жаловаться на задержки выплат. Но ЦБ не стал ни помогать банку, ни отзывать у него лицензию. Тем временем “Союзобщемаш” изображал, что нашел новых инвесторов и команду менеджеров, которые и спасут. Но “новые состоятельные акционеры из числа окологосударственных структур” открестились от банка. А к началу 2005 г. “Союзобщемаш” уже и физически исчез – по-английски, не попрощавшись. По его телефонам отвечали другие предприятия, помещения были опечатаны или сданы другим арендаторам, руководство уволилось или исчезло в неизвестном направлении. Но лишь через два дня после дефолта по облигациям “Союзобщемаша” ЦБ отозвал у него лицензию и ввел в банк временную администрацию. Но слишком поздно – кредиторам банка вряд ли удастся вернуть сколько-нибудь заметную часть средств. Если не изменить что-то в системе банковского надзора, такие истории будут повторяться и подрывать и так небольшое доверие к банковской системе в целом.