ИНТЕРВЬЮ: Бернд Бишофф, президент Fujitsu Siemens Computers


Ландшафт мирового рынка персональных компьютеров продолжает меняться на глазах. Всего пару лет назад завершили объединение входившие в пятерку крупнейших мировых сборщиков ПК Hewlett-Packard и Compaq Computer, а в конце прошлого года IBM объявила о продаже бизнеса ПК китайской Lenovo. Перемены у конкурентов на руку Fujitsu Siemens Computers, считает президент и гендиректор немецко-японского СП Бернд Бишофф: пока те преодолевают организационные трудности и предубеждения клиентов, его компания может сосредоточиться на улучшении своих позиций на рынке.

– В 2004 г. ситуация на IT-рынке начала выправляться после спада прошлых лет. Как обстоят дела в сегменте персональных компьютеров?

– Я бы не назвал прошлый год таким уж удачным. Продажи персональных компьютеров (ПК) выросли всего на 3%. Но это действительно намного лучше, чем в предыдущие годы: тогда продажи ПК ежегодно падали на 7–14%. Мы ожидаем, что в 2005 г. рынок вырастет на 3–4%, а на 2006 г. аналитики прогнозируют рост в 1%. По крайней мере его объемы больше не будут падать.

Бизнес Fujitsu Siemens растет быстрее рынка последние три-четыре года. Мы еще не подвели итоги 2004 г., но, по нашим оценкам, продажи росли на 8 процентных пунктов быстрее рынка. Там, где мы работаем, – в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке – есть страны, где рынок развивается очень хорошо. Например, в России рост превышает 20%. И здесь темпы роста продаж Fujitsu Siemens тоже опережают среднерыночные показатели.

– Почему?

– Основная причина – квалификация сотрудников и наша стратегия взаимоотношений с партнерами. Мы практически единственный вендор, который хранит верность своим дистрибьюторам и не продает ничего напрямую клиентам. А большинство наших конкурентов экспериментируют с прямыми продажами.

– А почему вы не продаете напрямую, как это делают Dell и другие ваши конкуренты?

– За последние пять лет доля прямых продаж в европейском IT-бизнесе не изменилась – она составляет около 20%. Прямые продажи популярны в Америке, а европейцы в этом смысле отличаются от американцев. И наша стратегия ориентирована на 80% рынка, пусть другие борются между собой за эти 20%. Если же в Европе что-то поменяется и все клиенты вдруг захотят покупать напрямую, мы займемся прямыми продажами. Пока этого не происходит, но никогда не говори “никогда”.

– У бизнеса компьютерных вендоров есть будущее? Собрать персональный компьютер ведь может и студент-одиночка, что вас от него отличает?

– Компьютер – да, но не ноутбук. И сервер тоже студент не соберет, ведь серверу для работы необходимо множество компьютерных программ, которые студент не настроит. Про сборку настольных компьютеров вы, возможно, правы. Но работа в компьютерных сетях тоже требует специальных программ, которые студент не установит.

Вы можете купить компьютер у того, кто просто собрал его из комплектующих, но качество такого компьютера будет сильно отличаться [от собранного профессионалами]. Крупные вендоры заключают прямые договоры с производителями – Intel и другими – о поставке высококачественных процессоров и других компонентов. А местные сборщики обычно покупают компьютерные комплектующие на рынке, зачастую низкокачественные. Качество – большая проблема. По статистике, в Европе качество компьютеров от мировых производителей значительно выше, чем у небольших сборщиков.

– За последние два года доля мобильных компьютеров значительно увеличилась. Не ожидаете ли вы, что ноутбуки вовсе вытеснят ПК?

– Не на 100%. В корпоративном секторе те, кто работает вне офиса, перейдут на мобильные компьютеры. В Европе, как показывают исследования, вне офиса работают около 50% сотрудников. И я думаю, что через пару лет около половины всех ПК для бизнес-пользователей будут мобильными. Но сейчас их доля – около 30%.

Если вы работаете в офисе или на производстве пять дней в неделю, вам не нужен более дорогой ноутбук – вполне можно обойтись и настольным компьютером. А там, где более развит сектор услуг, в котором доминируют мобильные пользователи, доля ноутбуков может быть и выше, чем в Европе.

Домашние пользователи покупают ноутбуки по другой причине. Для настольных компьютеров нужно много места, а ноутбук можно поставить куда угодно и использовать его там, где он в данный момент нужен. И на потребительском рынке доля ноутбуков может быть даже выше половины.

– Какие регионы являются ключевыми в бизнесе Fujitsu Siemens?

– Мы работаем в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, во всем остальном мире работает Fujitsu. Конечно, самый крупный для нас рынок – Западная Европа, но более высокие темпы роста демонстрируют Россия и Ближний Восток.

– Вам не кажется, что такое разделение мирового рынка между вами и Fujitsu ограничивает ваши возможности?

– Я не думаю, что это ограничение. Fujitsu – материнская компания и партнер для нас, она предоставляет нам свои технологии.

– Если вы разработаете интересный продукт, вы не сможете продавать его во всем мире. Вам не обидно?

– Нет. Например, Fujitsu продает сервер на базе архитектуры Intel, разработанный в Fujitsu Siemens. Наши лучшие продукты можно купить не только в Европе – Fujitsu продает их в других регионах.

– Сейчас евро – очень сильная валюта, это дает преимущества в конкурентной борьбе американским и азиатским компаниям. Как вы к этому относитесь?

– Конечно, сейчас у наших соперников есть некоторая фора. Это жизнь, и она не всегда справедлива. Но мы надеемся, что ситуация изменится и позднее мы получим аналогичное преимущество.

– Ваша компания – немецко-японское СП. До какой степени компания японская? В японских компаниях довольно специфическая корпоративная культура.

– У нас собственная корпоративная культура.

– А к чему она ближе? К японской, немецкой, американской?

– Возможно, смесь всего этого. Мы определились с корпоративной культурой, еще когда учредили СП. Fujitsu Siemens избрала собственные ориентиры: что-то заимствовала у Siemens, что-то – у Fujitsu.

Мы обсуждали ориентиры со всеми сотрудниками. Мы готовы к тому, что люди иногда ошибаются. Если не быть к этому готовым, то люди никогда не будут рисковать. На нашей культуре сказалось американское влияние с его открытостью и командным духом работы.

– Вы работали в американских компаниях – IBM и Hewlett-Packard, а теперь вот руководите европейской. В чем разница?

– Я бы сказал, что была разница скорее между двумя американскими компаниями – IBM и Hewlett-Packard. Hewlett-Packard более открыта, ориентирована на людей. А в Fujitsu Siemens, насколько я могу сравнивать, корпоративная культура похожа на Hewlett-Packard пятилетней давности. Это хорошая атмосфера, людям нравится работать в такой компании.

– Давайте поговорим о ваших глобальных конкурентах. Чего вы ожидаете от брэнда IBM после того, как он отойдет к китайской Lenovo? Сохранит ли он прежнюю силу?

– Мне кажется, что эта сделка дает неплохой шанс Fujitsu Siemens. Многие корпоративные заказчики пересматривают свою стратегию закупок компьютерной техники. Я не думаю, что многие из них захотят купить Lenovo. Все знают об этой сделке, и неважно, есть на этих компьютерах логотип IBM или нет. Если корпорации откажутся от IBM, они могут выбрать нас. Как известно, большинство корпоративных клиентов предпочитают покупать компьютеры двух разных марок. И если кто-то раньше покупал ПК от Hewlett-Packard и IBM, то теперь у нас есть шанс занять место в последней.

– А что вы думаете о позициях Hewlett-Packard, поглотившей несколько лет назад Compaq? Было ли это слияние успешным?

– Мне кажется, цифры говорят сами за себя. Показатели Hewlett-Packard не очень выросли по продажам ПК и серверов, прибыльность также не слишком велика – так в чем же была цель этого слияния? [Гендиректор и председатель совета директоров HP] Карли Фьорина, конечно, расскажет вам, что слияние было успешным. Но цифры дают другой ответ.

– Чувствуете ли вы угрозу со стороны китайских и тайваньских вендоров? Их продажи в Европе сейчас хорошо растут.

– У них очень простая бизнес-модель, они продают в Европе всего через 50 дистрибьюторов. У них в штате мало сотрудников, они даже не используют компьютерные сети в работе. Заказы на Тайвань эти фирмы отправляют по факсу.

– Но представьте, каких результатов эти фирмы могут добиться, когда освоят современные средства связи! Уже сейчас, например, Acer на равных соперничает с Dell за 1-е место на европейском рынке ноутбуков.

– Они конкурируют и с нами. Эти фирмы достигли таких результатов благодаря простой бизнес-модели. Они в основном ориентируются на домашних пользователей и малый бизнес. Эти компании не работают в сегменте крупных корпоративных поставок, а в нем конкуренция намного выше. Но их ниша имеет свои ограничения, и вендоры из ЮВА не могут постоянно развиваться теми же темпами. Или они выйдут в сегмент крупных корпораций, или начнут выпускать новые продукты и столкнутся с теми же проблемами, что и у других вендоров. Всегда легче сфокусироваться на одном сегменте, чем продавать весь спектр ПК, как мы или Hewlett-Packard.

– В чем ваша специфика?

– Наша стратегия в том, чтобы предоставлять всю линейку ПК – от карманных компьютеров и ноутбуков до серверов. Сейчас такую же стратегию проводит только Hewlett-Packard, IBM после продажи бизнеса по выпуску компьютеров китайской Lenovo от нее отказалась. А Dell не продает самые производительные серверы класса hi-end. И поэтому они не могут удовлетворить все потребности корпоративных заказчиков. Sun выпускает только серверы с операционной системой Unix.

Мы считаем, что наше конкурентное преимущество в том, чтобы быть поставщиком всей линейки компьютеров. Дистрибьюторам нравится работать с поставщиками всего спектра продуктов, а не какой-то одной категории.

– Вы не ожидаете появления новых, более дешевых компьютеров для развивающихся стран вроде Китая, Индии или России? Например, подобные ПК для выхода в Интернет по цене около 200 евро осенью разработала AMD.

– А вы знаете, сколько они продали таких компьютеров?

– Нет, но ведь эта программа только стартовала.

– Продажи в Индии, где начали продавать такие компьютеры на платформе AMD, близки к нулевым. Кстати, я обсуждал эту тему с бизнесменами в России в последние два дня. Они мне сказали, что, даже если на рынке будут ПК за 200 евро, никто их не купит. Люди хотят иметь полноценный компьютер, на котором можно играть, работать с мультимедиа, заниматься чем угодно, а не только смотреть веб-сайты. Покупателей интересуют самые последние и самые мощные технологии. Поэтому дешевые и маломощные компьютеры продаются не слишком хорошо.

Чтобы купить полноценный компьютер, вам надо потратить не меньше 500 евро. Конечно, цены будут снижаться. Но я не ожидаю, что за ближайшие пять лет эта сумма опустится до 200 евро. А AMD использовала слабый процессор, жесткий диск на 10 Гбайт и операционную систему Microsoft Windows CE (она предназначена для карманных ПК, других мобильных устройств и, например, банкоматов. – “Ведомости”). Это не тот компьютер, который интересует людей.

– То есть таким компьютерам не светит занять заметную долю рынка?

– Нет, они слишком маломощны для современных компьютерных программ.

– Ваш ключевой бизнес – компьютеры. А вы не хотите начать выпуск цифровой электроники, например фотокамер?

– Нет, наша стратегия очерчена границами Intel и Microsoft. Мы работаем только с компьютерами.

– Каковы перспективы развития российского IT-рынка?

– Мы ожидаем, что он будет быстро расти – по прогнозам аналитиков, в два раза за ближайшие четыре года.

– У Fujitsu Siemens есть планы использовать работу русских программистов?

– У нас не настолько развита разработка компьютерных программ, этим активнее занимаются такие компании, как Siemens. Мы создаем компьютеры и программное обеспечение для компьютерных сетей, используя программы, написанные в Fujitsu, и разработки наших партнеров – системных интеграторов. Кое-что – немного – пишем сами в Германии. Это небольшая часть нашего бизнеса.

– Россия ищет нишу в международном разделении труда на рынке IT. На что, на ваш взгляд, она может рассчитывать?

– Ниша России связана с разработкой компьютерных программ и системами безопасности.

– А как мы можем соперничать в программировании с Индией или Китаем?

– Как убедился Siemens, квалификация сотрудников центра в Санкт-Петербурге намного выше, чем у индийских программистов. Конечно, они несколько дороже.

Если вы хотите написать какую-то обычную программу, то лучше обратиться в Индию. Но когда вам нужно что-то специализированное – системы безопасности или ПО для телекоммуникаций, Россия – подходящее место. Здесь очень креативные программисты. В Германии ведь тоже работают программисты, множество программистов трудятся в SAP – что-то подобное можно разрабатывать и в России.

– В отличие от большинства стран мира в России сильны позиции местных сборщиков компьютеров. В чем причина – проблемы с таможней или что-то еще?

– Есть много причин. Местные сборщики используют более дешевые и низкокачественные комплектующие, которые покупают на рынке. В отличие от нас они экономят на операционной системе и продают компьютеры без нее. Но я думаю, что чем активнее Россия будет принимать правила и нормы ВТО, тем сильнее будет меняться ситуация в нашу пользу. Если бы для всех на рынке были одинаковые условия, то рынок России был бы похож на европейские, где доля локальных сборщиков намного ниже – а не те 80%, которые у них есть сейчас.

– В прошлом году Россией заинтересовались крупные контрактные производители электроники – Celestica и Sanmina. Как вы считаете, есть ли смысл производить здесь компьютерные комплектующие?

– Вы знаете, из чего состоит компьютер? Это микропроцессор Intel, операционная система Microsoft и жесткий диск от двух-трех американских компаний или одной компании из Азии. Корпусы, конечно, можно выпускать и здесь, все остальное производят в США или Азии. И здесь нет места для производства в России. На зеленоградском “Кванте”, например, собирают ПК или мониторы, но там нет чистого производства компонентов.

– Вы работаете в компьютерной индустрии почти 30 лет. Не хотите попробовать себя на каком-нибудь новом поприще?

– Я сам себя об этом иногда спрашиваю. Сразу после университета пришел в IBM, потом – в Hewlett-Packard, потом – в Siemens. Я наслаждаюсь своей работой, я вполне счастлив. Когда работа тебе нравится, ты не хочешь ее менять. Если, конечно, к тебе не придет кто-то и не предложит, например, должность президента России.