Архитектор звука


Весьма жаль, что раньше нам не довелось познакомиться с искусством большого мастера, чья музыкальная карьера длится уже почти 40 лет. Франко-израильский дирижер, родившийся в России, равно известен в области оперы и симфонической музыки, он стоял за пультом в Ла Скала и Опера Бастий, крупнейших оркестров Европы и Америки, много работает в Израиле, а сейчас руководит неаполитанским театром “Сан Карло”. Его интересы широки и включают не только набор классических шедевров, но и музыку ХХ в.

Последнее как раз чувствовалось в его исполнении хорошо знакомой публике Пятой симфонии (1902) Густава Малера. В трактовке этого огромного полотна дирижерам, как правило, нравится демонстрировать бурную эмоциональность, доходящую до истеричности, или, по крайней мере, романтическую растрепанность. Ничего подобного в трактовке Гари Бертини не обнаружилось: достаточно сказать, что с него на сцену Концертного зала имени Чайковского не упало ни капли пота.

Это не значит, что музицирование маэстро Бертини было чахлым или безжизненным: Российский национальный оркестр под его руками взрывался мощными кульминациями, скорбно шел похоронным маршем, а в знаменитом Адажиетто струнные плели свой узор трепетно и лирично. Вместе с тем в громадной пятичастной симфонии проявилась стройность, которая нередко пропадает в безмерно эмоциональных трактовках. Гари Бертини показал себя как мудрого архитектора, а исповедальную партитуру Малера – как умный сплав многих вещей. Что особенно приятно: Бертини явил тип безупречного профессионала, который обходится нужным минимумом жестов, безусловно понятных музыкантам. Набор его движений был сам по себе изящен и строг, но главное – Российский национальный оркестр отвечал ему внимательной и безупречной игрой. Пятая симфония весьма трудна для оркестра и редко обходится без помарок в исполнении, но РНО прекрасно справился, а солисты оркестра (валторны, труба, арфа) были достойны персональных похвал. Пострадала, правда, синхронность в полифонических эпизодах финала – наверное, как всегда, из-за недостатка репетиций.

Ангажемент Гари Бертини – удача именно для РНО. Искусство дирижера очень подходит именно этому оркестру и его публике – среднего возраста, деловой и несентиментальной. Фигура Бертини убедительно вписалась в ряд больших дирижеров, открытых Российским национальным оркестром нашей аудитории, таких как Кент Нагано, Пааво Берглунд или Владимир Юровский. Через несколько дней, 4 февраля, за пультом РНО появится еще один старый знакомый – Мишель Плассон с французской программой. А Гари Бертини ожидается летом на фестивале Валерия Гергиева “Звезды белых ночей” в Петербурге.