Русские плантаторы


Осенью 2004 г. компания JFC Ecuador приобрела за $432 000 первую собственную эквадорскую плантацию Don’a Laura. “Это очень выгодный бизнес, мы хотим не зависеть от конъюнктуры на рынке”, – объяснил “Ведомостям” президент JFC Владимир Кехман. Don’a Laura станет для JFC полигоном, на котором будет отработана технология выращивания нового сорта бананов Meristemo. В течение 2–3 лет JFC планирует увеличить размер собственных плантаций в Эквадоре до 2000 га. По словам Кехмана, это позволит ему ввозить 125 000–128 000 коробок собственных бананов в неделю. Сейчас компания поставляет в Россию еженедельно 400 000 коробок бананов (средний вес коробки – 18 кг). По данным JFC, бананы в Эквадоре выращивают на 180 000 га, самые крупные плантации занимают по 10 000–12 000 га.

Генеральный директор эквадорской банановой компании Reybanpac Винсент Вон рассказал, что “знает о покупке российской компанией JFC 36 га плантаций”. Эту информацию на условиях анонимности подтвердил и чиновник правительства Эквадора. “Но Кехман не первый, кто купил банановую плантацию в Эквадоре, таких покупок было много, так как у нас нет ограничений на приобретение земли иностранцами”, – уточнил собеседник “Ведомостей”. Из крупных компаний, владеющих в Эквадоре банановыми плантациями, эквадорец смог назвать только вторую по объемам импорта фруктов в Россию петербургскую компанию Sorus.

Президент Sorus Валерий Линецкий подтвердил “Ведомостям”, что представляющая интересы его компании в Эквадоре Banafresh осенью прошлого года купила банановую плантацию на 50 га и еще 50 га взяла в управление. Но увеличивать количество плантаций, как это планирует Кехман, Линецкий не намерен: “Это очень дорогое удовольствие”. Винсент Вон конкуренции с россиянами не опасается, так как у них “недостаточно земли”. “У нас 8000 га”, – сообщил директор крупнейшего производителя бананов в Эквадоре.

А вот российская группа Sunway собственные плантации покупать не собирается. “Это сейчас экономически нецелесообразно, выигрыш от собственного производства не превысит $0,1 с коробки бананов”, – заявил представитель группы Денис Прокофьев. К тому же в случае падения спроса выращенные бананы надо будет вывозить из Эквадора.

“Такая ситуация маловероятна, в крайнем случае лишние бананы мы продадим любой из транснациональных компаний”, – не согласен Линецкий. Бывший гендиректор JFC International Андрей Афанасьев, с прошлой недели управляющий бизнесом группы в Эквадоре, также не согласен с опасениями Прокофьева. Он объясняет действия JFC мировой тенденцией к глобализации бизнеса и желанием группы контролировать всю цепочку от выращивания бананов в Эквадоре до их реализации в России. А Кехман говорит о новых проектах, которые сейчас рассматривает JFC, – возможности создания собственного оператора по цитрусовым в ЮАР и выращивания бананов в Бразилии. “У нас уже есть такие предложения, производство бананов в Бразилии субсидируется государством, а уникальный климат этой страны позволяет собирать по два урожая фруктов в год”, – говорит президент JFC.