Медленная цитата


Американский художник Билл Виола, родившийся в 1951 г., 10 лет назад создал работу в честь 500-летия со дня рождения итальянского живописца Якопо Каруччи, прозванного Понтормо. Взял трех актрис, поставил их перед камерой в позах персонажей с картины юбиляра “Встреча Марии и Елизаветы”, запустил вентиляторы, развевающие одежды, и включил камеру со скоростью, в 10 раз превышающей обычную. В результате получилось зрелище, притягивающее глаз, словно магнит иголку – мгновенно и накрепко. “Приветствие” завораживает, как морские волны: если в первую минуту не наскучит, то будешь смотреть этот эпизод до вечера.

Объяснить воздействие этой оживленной картины, или растянутого кадра, встречи и разговора двух беременных женщин в присутствии третьей, трудно. Ну плавно развеваются полы юбок и шарф – такими же скульптурными завитками, как на лучших полотнах старых итальянских мастеров. Конечно, работает цвет – особенно вызывающе алый в сочетании с желтым и синим. Еще здания фона странно несомасштабны фигурам, и таинственности добавляют маленькие черные мужские силуэты, возникающие в глубине видеокартины.

Известно также, что нарочито замедленное на экране обычное бытовое движение кажется волшебно плывущим. Но сам по себе рапид, многократно использованный в кино, никогда не вызывал такого обострения чувства прекрасного, как “Приветствие”. И совершенно независимо от того, известен ли вам оригинал, с которого сделал свою движущуюся вольную копию Виола, или вы никогда не интересовались итальянской живописью. Догадка про евангельских Марию и Елизавету может на ум и не приходить. А тогда уж совсем не ясно, почему так прекрасны в каждом своем движении эти случайно встретившиеся женщины и таким значительным кажется их разговор, из которого доносятся только невнятно шуршащие обрывки фраз.

Современное искусство весь прошлый век манифестировало свой разрыв с традицией, нервно корежа обретенную классическим искусством гармонию. Билл Виола в самом конце века эту гармонию решил воспроизвести и оживить, и у него, как ни странно, это получилось. Оказалось, что надо просто сменить кисть на камеру, а холст – на экран и посмотреть на женщину так, как 500 лет назад смотрели старые мастера на своих подруг, рисуя с них мадонн, – со смиренным трепетом перед непостижимостью тайны зарождения жизни.

“Приветствие” Билла Виолы показывают в программе биеннале современного искусства, но эта видеоинсталляция стирает деление на искусство современное и традиционное, и место ей – в музее. Год назад она органично смотрелась в Эрмитаже, где “Приветствие” с почетом окружили гравюрами маньеристов. Еще к сведению: своего второго сына Виола назвал Андреем в честь Тарковского – великого мастера цитировать на экране шедевры классической живописи.