“Транснефть” экономит


Вчера “Транснефть” опубликовала на своем сайте предварительные финансовые результаты за прошлый год. Чистая консолидированная прибыль компании выросла в 1,2 раза до 41,1 млрд руб. Выручка составила 143,9 млрд руб., увеличившись на 7%. Аналитик “Тройки Диалог” Олег Максимов говорит, что компания показала хорошие финансовые результаты благодаря росту объемов прокачки на 7% и повышению тарифов на ее услуги примерно на 14%.

Несмотря на это, “Транснефть” планирует снизить дивидендные выплаты по итогам 2004 г. почти в пять раз и уже объявила об этом инвесторам на конференции в Лондоне. В представленных монополией материалах говорится, что она рассчитывает направить акционерам за 2004 г. лишь 828 млн руб., а за 2005 г. – 832 млн руб. Примерно на таком уровне, по прогнозам компании, дивиденды останутся до 2007 г. Такие меры “Транснефть” принимает из-за строительства Восточного нефтепровода, затраты на который оцениваются в $11,5 млрд, говорится в презентации.

“Транснефть” намерена платить акционерам 20% от чистой прибыли головной компании, включая 10%, обязательные по уставу выплаты на привилегированные акции, отмечается в документе. При этом компания планирует сделать свои “дочки” центрами прибыли, рассказал источник в “Транснефти”, из-за чего прибыль материнской компании снизится, а строительство Восточного проекта будет вестись в основном за счет средств “дочек”.

Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев подтвердил “Ведомостям”, что компания планирует снизить дивиденды, но от подробных комментариев отказался. А эксперты говорят, что о намерениях монополии инвесторы могли догадаться и раньше. Из российской неконсолидированной отчетности “Транснефти” за первые три квартала 2004 г. было понятно, что она распределяет прибыль по “дочкам”, следовательно, заплатит на “префы” как минимум в два раза меньше, чем по итогам 2003 г., констатирует Олег Максимов из “Тройки Диалог”.

“Транснефть” просто прикрывается строительством нового проекта, уверен начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. Он отмечает, что, к примеру, строительство Балтийской трубопроводной системы не мешало компании платить большие дивиденды. К тому же, отмечает Дашевский, Восточная труба все равно будет строиться в основном за счет кредитов.

Правда, планам монополии еще могут помешать чиновники. “Позиция государства по дивидендам будет зависеть от схемы финансирования Восточного проекта”, – говорит сотрудник Минэкономразвития. Пока что, по его словам, предполагается, что проект будет финансировать головная компания, поэтому вряд ли “Транснефти” удастся увести прибыль в “дочки”. “По крайней мере налоговые льготы монополия просит именно для головной компании”, – отмечает чиновник. Впрочем, он не исключает, что государство добровольно откажется от выплат на свой пакет.

Последние годы перед собранием акционеров “Транснефть” пыталась уговорить чиновников снизить ей дивиденды, но безуспешно. Например, в прошлом году компания спорила с чиновниками вплоть до годового собрания, предлагая выплатить на госпакет 1,3 млрд руб., но в итоге ей пришлось заплатить в бюджет 2,4 млрд руб. и еще 1,58 млрд руб. владельцам “префов”. Впрочем, аналитики Объединенной финансовой группы (ОФГ) считают, что “на этот раз компания настроена серьезно”. В своем ежедневном обзоре они советуют инвесторам ждать дивидендной доходности на уровне 1%.