ВЕКТОР


Горе от ума

Большинство российских компаний и банков, выпустивших рублевые облигации, пренебрегают рейтингами международных агентств. По данным Райффайзенбанка, рейтинг имеют бонды на общую сумму 123 млрд руб., при этом без рейтинга на внутреннем рынке обращаются бумаги на 132 млрд руб. Иметь оценку хотя бы одного агентства из “большой тройки” престижно и полезно при общении с кредиторами и инвесторами, однако недавний опыт ЮТК дал повод усомниться в пользе рейтинга. На прошлой неделе к досрочному погашению было предъявлено облигаций ЮТК на 1,1 млрд руб. при объеме выпуска 1,5 млрд руб., или 73%. А все потому, что агентство Standard & Poor’s снизило долгосрочный кредитный рейтинг ЮТК с B- до CCC+ с негативным прогнозом. Дело в том, что аналитики забили тревогу по поводу огромного долга компании, который может превысить объем годовых продаж. Конечно, профессиональные инвесторы обратили бы внимание на проблемы ЮТК и без Standard & Poor’s, но снижение рейтинга подлило масла в огонь. Не исключено, что эту историю вспомнят в какой-нибудь компании, решат обратиться в какое-нибудь из рейтинговых агентств. Ведь если занять за рубежом без кредитного рейтинга практически невозможно, то на внутреннем рынке это пока не проблема.

Маркетинг по-новому

Низкая лояльность абонентов сотовой связи все больше беспокоит российских операторов. Лишнее подтверждение тому – их новые маркетинговые инициативы. За последние пару месяцев крупнейшие операторы – МТС, “ВымпелКом” и “МегаФон”, словно сговорившись, бросились обновлять свои предложения для абонентов-контрактников. Точно так же, как в прошлом году наперебой внедряли рrepaid-тарифы, позволяющие человеку один раз заплатить за карточку, выговорить ее и прекратить пользоваться услугами оператора. Клиент, подключившийся по контракту, каждый месяц обязан вносить пусть маленькую абонентскую плату, остатки которой накапливаются на счете и удерживают его от искушения сменить оператора без серьезного повода. В конце 2004 г. сразу несколько контрактных планов ввела МТС (например, “Минута” и “Бизнес-универсал”), в начале февраля контрактный план “Индивидуальный” запустил “МегаФон”, а вчера подключения к новому контрактному тарифному плану “Супер 50” открыл “ВымпелКом”. Возобновив подключения контрактников, сотовые операторы получают шанс не только повысить лояльность своих абонентов, но и несколько увеличить собственные доходы. Ведь контрактники в отличие от абонентов, пользующихся prepaid, обязаны ежемесячно пополнять свой счет.