ВЕКТОР


Праздничное молчание

Каждый праздник становится для операторов большой тройки такой же неожиданностью, как наступление зимы для коммунальных служб. Восьмое марта не стало исключением. Московские абоненты МТС, “ВымпелКома” и “МегаФона” с трудом могли дозвониться или отправить SMS. У всех операторов свои объяснения происходящему. МТС винит во всем технический сбой, случившийся вечером 8 марта, и подчеркивает, что он затронул только жителей юга Москвы. В “МегаФоне” говорят, что по праздникам нагрузка на сеть всегда увеличивается. Но, по версии “МегаФона”, именно 8 марта люди предпочитают поздравлять друг друга с помощью SMS, а не звонить лично. Чтобы разгрузить SMS-каналы, “МегаФон” даже сделал специальные шаблоны для праздничных поздравлений на своем сайте. И только “ВымпелКом” честно признал, что его SMS-центр не справился с потоком поздравлений. SMS-центр заработал только за час до окончания праздника. Но московский SMS-центр “ВымпелКома” обслуживает трафик всех российских абонентов оператора. В конце апреля “ВымпелКом” обещает запустить подобные центры в других регионах России. Такие обещания операторы давали и раньше, однако каждый праздник мобильная связь дает сбои. Похоже, жителям мегаполисов пора привыкнуть поздравлять своих друзей и родных заранее.

Банк для пенсионеров

Летний кризис доверия в 2004 г. разделил банки на два лагеря: госбанки и западные “дочки” с одной стороны и частные российские – с другой. Пока “иностранцы” и банки с госучастием благодаря имиджу материнских структур снимали сливки с рынка и наращивали рекламные бюджеты, частные банки отбивались от негативных слухов и сдерживали отток (иногда кратковременный) перепуганных клиентов. Только ленивый не старался в смутное время воспользоваться ситуацией и упрочить свои рыночные позиции. Но подконтрольный ЦБ крупнейший российский банк – Сбербанк умудрился не извлечь никакой выгоды, по крайней мере на рынке частных депозитов. На днях Росстат обнародовал данные за 2004 г. по банковским вкладам населения. Несмотря на летние волнения, частные депозиты в банках выросли на 464 млрд руб., или на 30,1%, – до 2 трлн руб. Между тем рыночная доля Сбербанка уменьшилась до 59,6% – на 3,1 процентных пункта по сравнению с потерянными 4,1 п. п. в 2003 г. Костяк частной клиентуры “Сбера” традиционно составляют пенсионеры, причем за 2004 г. доля их вкладов в банке даже подросла – с 59% до 59,1%. Судя по всему, доминирующий на рынке “Сбер” не в состоянии отстаивать свою долю или просто не затрудняет себя борьбой за рыночных клиентов, по привычке продолжая пользоваться доставшимся ему с советских времен наследством в виде мощной филиальной сети и брэнда. Его конкурентов это лишь порадует.

Двигатель для “ВАЗов”

“АвтоВАЗ” нашел способ, как относительно быстро и безболезненно решить вопрос нового двигателя для обновленного модельного ряда. Источники, близкие к заводу, утверждают, что автоконцерн уже почти договорился с GM о создании “двигательного” СП вслед за сборочным. Строить завод с нуля не придется: в качестве взноса в уставный капитал партнеры внесут оборудование венгерского завода по производству двигателей в Сенготтарде и мощности по производству коробок передач обанкротившейся компании Daewoo Motors India. И хотя инвестиции в этот проект выглядят внушительно – около $500 млн, проект имеет множество преимуществ по сравнению с альтернативным вариантом – программой модернизации вазовских движков. Сколько денег “АвтоВАЗ” был готов потратить на разработку обновленного двигателя собственного производства, никогда не раскрывалось. Но очевидно, что затея тоже недешевая. К примеру, “Северсталь-Авто” около трех лет назад декларировала инвестиции в разработку и производство нового движка в $1 млрд. Впрочем, источники, знакомые с планами российского автозавода, утверждают, что на варианте с собственным двигателем уже поставлен крест. Зато теперь у “АвтоВАЗа” есть возможность получить готовый опелевский двигатель в максимально короткие сроки и контрольный пакет в СП.