КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Много лишнего


Что хорошо для General Motors, то хорошо и для Америки, сказал руководитель корпорации Чарльз Эрвин, убеждая американских сенаторов назначить его министром обороны. С 1953 г., когда Эрвин обронил историческую фразу, многое изменилось. GM остается символом американского автопрома и крупнейшей автомобильной корпорацией мира, но к своему столетнему юбилею GM подходит не в лучшей форме.

Дряхлеющего гиганта теснят на всех фронтах. В родной Америке – Toyota и Hyundai, в Европе – немцы и французы. Прибыль корпорации падает: GM объявила, что в I квартале этого года ожидает рекордные убытки за последние 10 лет – около $850 млн. На этой неделе GM испытала новое потрясение: компания GE Capital объявила об отзыве кредитной линии для GM на $2 млрд. Теперь корпорации придется подыскивать нового кредитора, а пока эту роль возьмет на себя ее собственное финансовое подразделение – GM Acceptance Corp.

У GM куча проблем, и не все они непосредственно связаны с производством автомобилей. По иронии судьбы, одна из главных трудностей для GM – крупнейшей компании на крупнейшем в мире автомобильном рынке – связана как раз с тем, что она является американской компанией. Как следствие, GM вынуждена нести огромные социальные расходы. Корпорация, в которой трудятся 324 000 человек, является крупнейшим в США потребителем медицинских услуг: ее расходы на медицинское обслуживание сотрудников составляют около $5 млрд в год. В 2003 г. дефицит корпоративного пенсионного фонда составлял, по данным Hoover’s, $18 млрд (сегодня он полностью погашен). Даже на сокращении работников компания не может много экономить: согласно нынешнему трудовому договору GM обязана выплачивать им 95% заработной платы в течение 5 лет.

А тут еще и проблемы с модельным рядом. Хотя в прошлом году GM прекратила выпуск автомобилей под маркой Oldsmobile, остающиеся восемь брэндов – все еще слишком много для рынка США в нынешних условиях (у Toyota всего два брэнда, а у Hyundai и вовсе один – и эти компании демонстрируют стабильный рост продаж). Когда весь автомобильный мир переходит к унификации и использованию единых платформ, GM встала перед дилеммой: что с чем объединять? В результате менеджерских метаний на свет появился перелицованный Subaru Impreza под маркой Saab 9-2 – оскорбление для поклонников обеих марок.

Нет, на улице GM случаются и солнечные деньки: в минувшем году марка Cadillac обогнала Mercedes и вышла на третье место в США по объемам продаж среди автомобилей класса “премиум”, новые модели Hummer были очень хорошо приняты рынком. Вот только достаточно ли это для того, чтобы GM сохранила за собой звание крупнейшей автомобильной компании мира?