Сухой, но пламенный остаток


В России есть оперные театры, певцы и дирижеры, есть даже современные оперные композиторы и либреттисты. Чтобы стать полноценной оперной державой, нам не хватало оперной энциклопедии, в которой заключался бы русский взгляд на мировую оперу. Михаил Мугинштейн, автор новой книги, выпущенной издательством “У-Фактория” (Екатеринбург), именно такой взгляд и демонстрирует.

В отличие от избирательных коллег из Британии и Германии российский музыковед соединил в своем труде едва ли не все возможные подходы к опере: научный и эмоциональный, музыкальный и театральный, исторический и актуальный, патриотический и всемирно отзывчивый. А труда вложил столько, что должны смутиться целые академии. Судите сами: из четырех веков оперной истории придирчиво отобраны 400 шедевров – включая мало кому известные, но этапные барочные и классические оперы. Изложены их сюжеты. Дана вдохновенная оценка этих опер на весах истории и современности. Перечислены персонажи, их голоса и состав оркестра. Указан хронометраж (кто знает, сколько длится опера Россини “Семирамида”? Немало – 3 ч 40 мин). Приведена вся история постановок. В пылких строках обрисованы краеугольные режиссерские концепции, а судьба оперы в России прослежена с особым пристрастием. К этому добавлена дискография опер, включающая аудио и видео. Наконец, “Хроника” пестрит тысячами собранных из театральных архивов всего мира иллюстраций – от эскизов старых художников до кадров с новейших авангардных постановок. Но и это еще не все: в издание включены 400 биографий лучших интерпретаторов оперы – певцов, дирижеров, режиссеров и сценографов.

В итоге информации собралось столько, что она, даже приведенная к сухому остатку, с заметным скрипом влезает и в такую убийственную по весу книгу. Кажется даже, что подобный труд требует не страниц (в первом томе их более 600), а немереных компьютерных гигабайт. Кстати, и компакт-диск с избранными аудиофрагментами тоже прилагается. Издана “Хроника мировой оперы” шикарно. Но она еще и полезный каталог: практики оперного дела могут извлечь из него подсказки для аренды спектаклей, а любители – рекомендации для составления домашней фонотеки.