Лишние брэнды


Законопроект “О внесении изменений и дополнений в закон “О лекарственных средствах”, разработанный членами Совета Федерации Борисом Шпигелем и Игорем Брынцаловым, а также депутатами Государственной думы Татьяной Яковлевой и Андреем Макаровым, был одобрен комитетом Совета Федерации еще летом 2004 г. А в начале 2005 г. был согласован с правительством РФ. Вчера документ был одобрен профильным комитетом Госдумы по охране здоровья и рекомендован к первому чтению. “Другого и быть не могло, ведь соавтором законопроекта является председатель комитета [Яковлева]”, – сказал один из участников рынка, не пожелавший называть своего имени в печати. “Слушание [законопроекта] запланировано на 22 апреля”, – рассказал “Ведомостям” пресс-секретарь комитета Владимир Устинов.

Одно из основных положений законопроекта, копия которого имеется в распоряжении “Ведомостей”, требует, чтобы дженерики (лекарства, срок патентной защиты которых уже истек) продавались только под своим международным непатентованным названием. “К примеру, аспирин должен будет называться ацетилсалициловой кислотой, а простые витамины “Аевит” – ацетатом ретинола”, – поясняет собеседник “Ведомостей”.

С главным разработчиком законопроекта Борисом Шпигелем “Ведомостям” вчера связаться не удалось, но летом прошлого года после одобрения законопроекта Советом Федерации Шпигель объяснял свою инициативу так: “Слишком много одних и тех же лекарств, зарегистрированных под разными торговыми марками; у нас, например, 50 видов одного только аспирина. В результате компании начинают давать деньги врачам, чтобы те выписывали именно их препараты”.

Участники фармацевтического рынка восприняли инициативу сенатора в штыки. Представитель Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО) говорит, что предложение о выписке рецептов только по международным непатентованным названиям (МНН) приведет в результате к тому, что решать, какой конкретно препарат выдавать пациенту, будет аптечный работник, а не врач. “Это означает, что врач и его пациент лишаются права выбора наиболее эффективной терапии при конкретном заболевании”, – заявил представитель СПФО.

“Надеюсь, те, кто работает над поправками, просчитали последствия и знают, как минимизировать последствия возможного кризиса при применении закона в новой редакции”, – говорит генеральный директор компании “Нижфарм” (принадлежит немецкой Stada) Андрей Младенцев. “Добавлю, что я поддерживаю идею выписки врачами лекарственных препаратов только по МНН. Но при этом отвергаю идею отмены торговых знаков для лекарственных средств в принципе”, – заявил он.

Исполнительный директор “Аптечной сети 36,6” Антон Парканский уверен, что, если этот законопроект будет принят, от него пострадают производители брэндированных дженериков, которыми являются практически все российские производители. “Если закон будет принят, – рассуждает представитель фармацевтической компании, – то вся конкуренция сведется к ценовой, а от этого пострадает качество препаратов”. Сейчас оценить ущербы отрасли довольно трудно, но можно сказать, что оборот компаний точно сократится минимум на 20%