Дерипаска сядет за руль


Дерипаска лично возглавил совет директоров “Руспромавто”. Холдинг планирует стать публичной компанией и Дерипаска будет руководить этим процессом, объясняет представитель “Базэла”. Месяц назад “Руспромавто” объявил, что его основные активы будут консолидированы на базе Горьковского автозавода. ГАЗ выпустит дополнительные акции, которые будут оплачены бумагами других компаний. Начать консолидацию холдинг планирует в этом году.

Скупать акции автозаводов Дерипаска начал в 2000 г. “Руспромавто” он создавал вместе с чукотским губернатором Романом Абрамовичем, а в 2003–2004 гг. выкупил долю партнера и менеджеров компании. Все это время владельцам “Руспромавто” не удавалось сформировать сплоченную команду. За недолгую историю у компании сменилось четыре директора. Но ни один из них так и не смог решить главную задачу – найти зарубежного партнера. Главным активом “Руспромавто” – ГАЗом интересовались Toyota и Nissan. Но переговоры с Nissan забуксовали, а Toyota может построить свой завод в Санкт-Петербурге.

А конкуренты “Руспромавто” достигли куда больших успехов, хотя, например, “Северсталь” Алексея Мордашова вела скупку акций автозаводов одновременно с Дерипаской. “Северсталь-Авто” в прошлом году договорилась с корейской Ssang Yong о сборке его внедорожников Rexton в России, а в конце апреля проведет IPO акций в России. А “АвтоВАЗ” в 2001 г. создал СП с General Motors – “GM-АвтоВАЗ”.

Дерипаске есть над чем поработать. “Руспромавто” пока не ассоциируется с историей успеха, – говорит аналитик “УралСиба” Вячеслав Смольянинов. – Но при правильном выборе стратегии у холдинга есть хорошие перспективы”. Он напоминает, что “Северсталь-Авто” демонстрирует впечатляющую рентабельность (по EBITDA в 2004 г. – 14,6%). Очереди на Ford Focus сравнимы лишь с очередями на автомобили времен СССР. “Стратегия “Руспромавто” непонятна. Если автобусное подразделение чувствует себя неплохо, то у ГАЗа незавидное положение – его планы неясны, а финансовые показатели плачевны”, – соглашается с ним Елена Сахнова из Объединенной финансовой группы.

Что намерен предпринять Дерипаска, в “Базэле” не говорят. Но для начала “Руспромавто” ожидают кадровые перемены. Гендиректор холдинга Александр Юшкевич переходит на работу в “Базовый элемент”, где в должности управляющего директора будет отвечать за стратегию в области автомобильного бизнеса. Он также будет заместителем Дерипаски в совете директоров “Руспромавто”. А новым гендиректором холдинга со вчерашнего дня является Максим Авдеев, до последнего времени возглавлявший компанию UG-Trans. Он давно знаком с Олегом Дерипаской: до 2004 г. Авдеев был гендиректором группы “Энергопром” (владелец нескольких электродных заводов, поставляющих продукцию на заводы “Русала”).

“Я буду отвечать за стратегические вопросы развития “Руспромавто” и ГАЗа, становление его как публичной компании, отвечать за международное сотрудничество, за поиск партнеров”, – заявил “Ведомостям” Юшкевич. А Авдеев, по его собственным словам, займется оперативным управлением. Источник в “Базэле” утверждает, что в совет директоров “Руспромавто” войдут независимые директора. По словам собеседника “Ведомостей”, это иностранные эксперты, назвать которых он отказался, потому что контракты с ними еще не заключены.

Владельцы корпораций возвращаются в оставленный на наемных менеджеров бизнес накануне перемен. Основной владелец АФК “Cистема” Владимир Евтушенков накануне публичного размещения акций АФК в Лондоне занял пост президента компании, который оставил 10 лет назад. А вот владелец “Северстали” Алексей Мордашов всегда возглавлял совет директоров “Северсталь-Авто”.

Де-факто Дерипаска всегда был стратегическим руководителем “Руспромавто”, напоминает директор службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor’s Юлия Кочетыгова. Дерипаска – эффективный менеджер и наверняка сможет улучшить работу компании, полагает Григорий Окунь, управляющий партнер компании по подбору руководителей Winner Partners. Но его имя ассоциируется с агрессивной тактикой в бизнесе, напоминает он.