Либералы нашлись


Семь представителей “Единой России” – председатель думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, депутаты Александр Лебедев, Владимир Груздев, Андрей Буренин и Андрей Макаров с примкнувшими к ним тверским и новгородским губернаторами Дмитрием Зелениным и Михаилом Прусаком – презентовали вчера обращение ко всей партии. “Политическое развитие страны характеризуется усиливающимся наступлением на либеральные ценности со стороны влиятельных политических сил, располагающих властными ресурсами”, – констатируется в документе. Назрели “острейшие вопросы”, которые партия игнорирует: усиление административного давления на бизнес, призывы к пересмотру итогов приватизации, ухудшение инвестклимата, судебная реформа, не сумевшая обеспечить независимость суда, административное давление на СМИ, аресты адвокатов по делам их доверителей. “Группа единомышленников”, как они сами себя называют, призывает товарищей по партии “начать широкую и откровенную партийную дискуссию”, с тем чтобы выработать новую идеологию. “Противостоять силам бюрократической реакции”, по их мнению, можно лишь на либеральной платформе, но “при условии кардинального обновления самого либерализма”.

Еще до начала пресс-конференции “партийных либералов” председатель “Единой России” Борис Грызлов заявил, что в партии давно идут “достаточно горячие дискуссии”. Несмотря на дискуссии, уверил журналистов Грызлов, партийцы сохраняют единство в “основных, принципиально важных для партии и страны вопросах”. “Мы говорим о единой “Единой России”, не идет речь о формировании какого-то блока в “Единой России”, – заявил на пресс-конференции в “Интерфаксе” и Плигин.

Либеральные ценности особой популярностью у россиян не пользуются, говорит замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин. Тем не менее, по словам Дмитрия Орешкина, президента аналитической группы “Меркатор”, о полезности создания новой либеральной партии говорят до трети россиян.

Игорь Минтусов из политконсалтинговой компании “Никколо М” констатирует, что “единороссы” решились на ребрэндинг и, по его мнению, этот проект может оказаться успешным: люди голосуют за конкретные приятные им лица, не слишком обращая внимание на окружение, в котором те находятся. “Если человеку симпатичен Плигин, он проголосует за его партию, не смутившись тем, что там есть Грызлов и носители левых взглядов”, – рассуждает он и приводит в пример японскую правящую Либерально-демократическую партию, внутри которой есть несколько конкурирующих между собой фракций.

Орешкин, наоборот, считает, что “либеральный избиратель увидит, что от этого проекта пахнет казенщиной”. “Идея монолитности и стабильности выходит из моды, – говорит он. – Но все, кто выступил вчера, – люди, хорошо понимающие правила административной игры. Вряд ли кто-нибудь из них станет рвать на груди тельняшку, не получив одобрения кремлевских кураторов партии”. Либеральный избиратель, предупреждает Орешкин, почувствует в этом проекте “управляемую демократию”.