VW недоволен бизнесом в Китае


На нынешней неделе стало известно о масштабных перестановках в руководстве Volkswagen, отвечающем за развитие бизнеса в Китае. Место Фолкера Вайсгербера, который в совете директоров Volkswagen отвечал за китайский рынок, займет вице-президент Skoda Уинфрид Вахланд. А руководитель китайского подразделения Бернд Лейсснер просто уйдет на пенсию. Вахланд приступит к новым обязанностям с начала июля. Новый руководитель не войдет в совет директоров компании, но напрямую будет отчитываться перед гендиректором Volkswagen Берндом Пишецридером. Вахланд стал работать на Skoda в 2002 г. В то время дела у компании шли неплохо. А Вахланду удалось сохранить эту тенденцию. В прошлом году прибыль Skoda до налогообложения увеличилась вдвое и составила $206 млн.

Перестановки в руководстве вызваны падением продаж Volkswagen в Китае. За четыре года доля компании на местном рынке снизилась с 50% до 11%. В марте представитель Volkswagen признал, что в Китае у компании проблемы. В 2004 г. прибыль компании от операций в этой стране упала почти вдвое до $287 млн. В прошлом году объем продаж снизился на 5,6% до 655 000 машин. В первые два месяца этого года продажи Volkswagen в Китае упали и вовсе на 70%. Однако представители Volksawagen говорят о статистических погрешностях и что продажи по итогам I квартала упадут примерно на треть.

В начале апреля аналитики Goldman Sachs прогнозировали, что убытки компании в Китае в этом году составят 411 млн евро, что в свою очередь может снизить совокупную прибыль компании на 25%. Goldman Sachs подсчитал, что две трети прибыли в 2003 г. обеспечили доходы от китайского подразделения.

Китай не единственный рынок, на котором у Volkswagen проблемы. В прошлом году американское подразделение компании потеряло 1 млрд евро из-за слабого доллара и отсутствия новых моделей. Однако представители Volkswagen завили о намерении сократить убытки в США уже в этом году.

“Позиции VW в Китае рушатся”, – говорит Кейт Хайс, аналитик Goldman Sachs. “Проблемы есть у всех участников рынка, но VW может потерять больше всех”, – предупреждает аналитик.

Volkswagen не единственный автопроизводитель, который решил улучшить положение дел в китайском подразделении путем смены руководства. В марте управляющий директор и председатель совета директоров китайского подразделения General Motors China Group Фил Мертоф подал в отставку. Его уход произошел на фоне снижения продаж и прибыли на одном из немногих рынков, где у GM были очень сильные позиции. По данным Chinese auto makers industry group, за первые два месяца 2005 г. продажи автомобилей GM снизились на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А в IV квартале 2004 г. чистая прибыль GM в Азиатско-Тихоокеанском регионе снизилась на 30% с $177 млн до $117 млн. (FT, 18.04.2005, Николай Борисов)