“Роснефть” может вырасти

В. Баранов

Осенью Владимир Путин объявил о грядущем слиянии “Газпрома” с “Роснефтью”. Сделка нужна государству для получения контрольного пакета в газовой монополии и последующей либерализации рынка ее акций, объясняли чиновники. Для этого правительство собиралось отдать монополии “Роснефть” в обмен на 10,7% акций “Газпрома”. Слияние планировалось провести до конца года, но из-за покупки “Юганска” “Роснефтью” оно затянулось.

А Крис Уифер из Альфа-банка допускает, что очередные “утечки” из правительства служат для инсайдерской игры на рынке акций. “На протяжении всего дела “ЮКОСа” мы наблюдали и дезинформацию, и манипуляцию новостями”, – напоминает он.

Менеджмент “Роснефти” изначально был противником слияния. Но в начале марта предправления “Газпрома” Алексей Миллер и президент “Роснефти” Сергей Богданчиков заявили в эфире НТВ, что “Роснефть” вольется в “Газпром”, а “Юганскнефтегаз” остается самостоятельной госкомпанией. Спустя сутки “Роснефть” опровергла эту информацию, но затем назвала опровержение “технической ошибкой”. А несколько дней спустя министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, которого администрация президента назначила официальным спикером по сделке, заявил, что план действий согласован и слияние состоится до конца июня. Чиновники и “Газпром” подтверждали, что монополия получит “Роснефть” без “Юганскнефтегаза”.

А вчера агентство Reuters со ссылкой на источники в “нескольких российских ведомствах” сообщило, что схема слияния снова пересмотрена. Выделять “Юганск” из “Роснефти” правительство не будет, и “Газпрому” достанется меньше 100% в единой нефтяной компании. Эта схема, по данным одного из источников агентства, “практически согласована”.

Сотрудники профильных ведомств (Минпромэнерго, Росимущества, Минэкономразвития), правительства, “Роснефти” и “Газпрома” от официальных комментариев отказались. Христенко находится в Японии, и собеседникам “Ведомостей” не удалось с ним связаться.

Но высокопоставленный чиновник одного из министерств подтвердил, что правительство рассматривает несколько сценариев объединения и версия, описанная в сообщении Reuters, – “одна из наиболее вероятных”. Какой пакет в объединенной нефтяной компании получит “Газпром”, определят оценщики, добавил он. А другой чиновник, участвующий в обсуждении сделки, подтверждает эту информацию и подчеркивает, что “решение не принято”.

Чиновники просто запутались, а менеджмент “Роснефти” этим пользуется, чтобы оттянуть сделку, думает бывший замминистра энергетики Владимир Милов.

О затягивании сделки речь не идет и “все версии подразумевают, что она завершится до конца июня”, возражает ему чиновник, знакомый с ходом переговоров. На днях Минэкономразвития внесло в Белый дом поправки в программу приватизации на 2005 г., в которой предполагается приватизация 100% “Роснефти” внесением в уставный капитал АО “Роснефтегаз”, специально созданного для сделки.

А высокопоставленный сотрудник “Газпрома” уточняет, что вариант, при котором монополия получит миноритарную долю в “Роснефти”, объединенной с “Юганском”, “даже не рассматривается”. Два менеджера “Газпрома” рассказывают, что изначально Богданчиков предлагал монополисту ограничиться миноритарным пакетом “укрупненной” “Роснефти”. По словам одного из менеджеров, “Газпром” согласен на долю 75% + 1 акция в объединенной компании, а “Роснефть” предлагает поделить свой пакет ровно пополам – между “Газпромом” и государством. Другой менеджер монополии добавил, что “Газпром” не жаждет поглощать “Юганск” из-за юридических рисков.

Кто именно выиграет от такой конфигурации сделки, предсказать невозможно, говорит начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. По его оценке, доля “Газпрома” в объединенной нефтяной компании вполне может оказаться меньше контрольной. По основным показателям “Юганск” вдвое крупнее “Роснефти” и даже с учетом его долгов 10,7% акций “Газпрома” может не хватить для контроля, поясняет он.

Впрочем, на вчерашние откровения рынок не обратил никакого внимания. Ко времени появления новости акции “Газпрома” на Фондовой бирже “Санкт-Петербург“ упали на 1,2%, а после новости к закрытию торгов выросли на 0,4%.