“АвтоВАЗ” просит помощи


Как сообщили “Ведомостям” сразу несколько сотрудников предприятий – поставщиков “АвтоВАЗа”, в конце прошлой недели завод направил письма своим смежникам. В них, по словам гендиректора самарского Завода им. Тарасова (поставщик стартеров и генераторов) Вячеслава Кириенко, содержалась просьба стабилизировать или снизить цены на комплектующие. По его словам, необходимость сдерживания цен на автокомпоненты “АвтоВАЗ” объясняет “небольшим затовариванием” и подписанием постановления правительства о снижении пошлин на автокомпоненты. Письмо от “АвтоВАЗа” получила “Северсталь”, сообщил “Ведомостям” представитель меткомбината, а также завод светотехники “Освар” (принадлежит группе “СОК”), рассказал гендиректор предприятия Владимир Сажин. На “АвтоВАЗе” комментировать письмо поставщикам отказались.

Эксперты объясняют просьбу “АвтоВАЗа” угрозой кризиса перепроизводства. Тот же “АвтоВАЗ” недавно объявил об упразднении субботней смены и о переходе на пятидневную рабочую неделю. В результате в нынешнем году предприятие произведет не 730 000 автомобилей, как планировало изначально, а 700 000. “В I квартале 2005 г. стало очевидно, что цены на автомобили Lada догнали цены на некоторые модели корейских автомобилей, – говорит управляющий директор компании AG Capital Александр Агибалов. – Поэтому “АвтоВАЗ” вынужден провести программу снижения издержек для снижения или стабилизации розничных цен на автомобили, в которой должны поучаствовать и поставщики”.

Сажин из “Освара” напомнил, что недавно аналогичную просьбу смежникам направлял “ИжАвто”. Пресс-секретарь этого предприятия Инна Левыкина уточняет, что с подобными просьбами руководство автозавода обращалось к поставщикам дважды – в конце 2004 г. и в начале 2005 г. Они возымели эффект – некоторые смежники на время заморозили цены, и “ИжАвто” удалось в I квартале 2005 г. не повышать цены на свои автомобили.

Но смежники “АвтоВАЗа” пока не готовы гарантировать ему стабильность цен на свою продукцию. Сажин говорит, что руководство предприятия определится со своей позицией в течение 10 дней. “Мы будем считать, не пострадает ли от этого наш бизнес, – говорит он. – Я думаю, что если снижение цен произойдет, то только на отдельные позиции”. Он сообщил, что “Освар” меняет цены ежегодно в начале года, с января 2005 г. цены повысились в среднем на 6%. Представитель “Северстали” также не смог сказать, как компания отреагирует на письмо “АвтоВАЗа”. Он лишь отметил, что “АвтоВАЗ” относится к ключевым клиентам комбината и отношения с ним строятся на длинных полугодовых контрактах. “Очередной контракт будет перезаключаться в июне, тогда же можно говорить о каком-либо решении по цене”, – отмечает он.

И лишь Кириенко с Завода им. Тарасова говорит, что его предприятие фактически предвосхитило просьбу “АвтоВАЗа”, введя мораторий на повышение цен с 1 апреля до конца 2005 г. Кириенко считает, что поставщики “АвтоВАЗа” будут вынуждены пойти навстречу просьбам “АвтоВАЗа”, хотя бы сдержав рост цен. “У “АвтоВАЗа” и других российских производителей появилась возможность покупать импортные комплектующие, поэтому у российских производителей автокомпонентов появились конкуренты”, – указывает он. Аналитик ОФГ Елена Сахнова тоже считает, что угроза импортировать комплектующие вполне может подействовать на контрагентов “АвтоВАЗа”. К тому же Сахнова добавляет, что бизнес по производству комплектующих более рентабелен, чем сборка автомобилей. Поэтому ресурс для снижения цен у поставщиков “АвтоВАЗа” есть.