БИН-банк помог Керимову

“Смоленский пассаж” – основной актив приобретенного Керимовым Мосстройэкономбанка/ В. Волков

Один из основателей и – до недавнего времени – бессменный председатель правления Мосстройэкономбанка Тагирбеков уже несколько месяцев отстранен от управления банком. Хамовническая прокуратура Москвы обвиняет его в злоупотреблении должностными полномочиями и мошенничестве в особо крупных размерах. Два месяца Тагирбеков провел в следственном изоляторе, откуда в середине апреля был выпущен под подписку о невыезде. В феврале адвокат банкира Рубен Маркарьян сообщил “Интерфаксу”, что уголовное дело возбуждено по заявлению одного из миноритарных акционеров, который счел, что Тагирбеков совершил ряд незаконных сделок. По словам адвоката, на момент их совершения заявитель не был акционером банка.

А вскоре после выхода Тагирбекова на свободу у его банка появился новый хозяин. Сотрудник Мосстройэкономбанка, пожелавший остаться неназванным, говорит, что это владелец компании “Нафта-Москва”, депутат Госдумы Сулейман Керимов. Представитель компании “Плаза”, которая управляет “Смоленским пассажем”, сказал, что уведомления о переходе здания под контроль нового хозяина не было, но в неофициальной беседе подтвердил, что здание теперь принадлежит Керимову. Гендиректор “Нафта-Москва” Александр Мосионжик не стал комментировать эту информацию, а сам Керимов был вчера недоступен для СМИ.

У чиновника столичного правительства другая версия: по его сведениям, основным акционером банка стал БИН-банк – возможно, в связке со структурами Керимова. Вчера поздно вечером Мосстройэкономбанк сообщил, что 29 апреля собрание акционеров досрочно отправило Тагирбекова в отставку, а на его место решило назначить Алексея Гуськова, который занимает пост старшего вице-президента БИН-банка. Сам Гуськов отказался от комментариев, но президент БИН-банка Михаил Шишханов передал через своих сотрудников, что его банк “не покупал и не покупает доли” в Мосстройэкономбанке, а “будет помогать в управлении этим банком” “Нафта-Москва”. “Мы давно и плодотворно сотрудничаем с компанией “Нафта-Москва”, – передал Шишханов.

Керимов и группа “БИН” действительно не раз пересекались по бизнесу. Весной 2001 г. “Славнефть”, которую тогда возглавлял основатель группы “БИН” и БИН-банка Михаил Гуцериев, купила за $200 млн “Варьеганнефть”. А через год группа Гуцериева приобрела зверосовхозы, входящие в “Русьпушнину”. Они были частью активов, права на которые до середины 2004 г. оспаривал предприниматель Андрей Андреев, утверждавший, что в конце 2001 г. владельцы “Базового элемента” (тогда – “Сибирского алюминия”) и ГМК “Нафта-Москва” купили похищенные у него более 100 связанных по бизнесу структур, включая Автобанк, “Ингосстрах” и меткомбинат “НОСТА”. А свой центральный офис “Нафта-Москва” арендует у структур БИН-банка.

В Мосстройэкономбанке Керимова заинтересовал именно “Смоленский пассаж”, убеждены участники рынка. Олег Мышкин, директор департамента офисной недвижимости Colliers Int., называет этот комплекс одним из самых успешных торговых центров Москвы: “Очень хороший комплекс со стабильными потоками и великолепным якорным арендатором “Калинка”.

Руководитель департамента коммерческой недвижимости Blackwood Михаил Гец оценил стоимость “Смоленского пассажа” (общая площадь – 63 769 кв. м) в $215 млн. По данным Мосстройэкономбанка, на строительство 17-этажного комплекса было потрачено $106 млн. Возводило комплекс ЗАО “Тема” на кредиты, взятые под гарантии московского правительства у Сбербанка и Мосстройэкономбанка, который в 2002 г. приобрел ОАО “Смоленский пассаж” за 100 000 руб. со всеми его долгами. Банк оценивает свой ежегодный доход от эксплуатации “Смоленского пассажа” примерно в $20 млн.

В пресс-службе столичного стройкомплекса порадовались появлению нового владельца и “более профессиональной команды” в банке и заверили, что он продолжит работу со строительными организациями.

И. о. председателя правления Мосстройэкономбанка Алим Хаметов отказался от комментариев. А адвокат Тагирбекова Рубен Маркарьян сообщил лишь, что ему ничего не известно о смене собственников банка, а со своим клиентом он виделся последний раз перед праздниками, когда посещал его в одной из московских больниц.