Оправданный риск


Ольга Исса, вице-президент, директор по связям с общественностью УК “Пиоглобал”, в свое время закончила Литературный институт имени Горького по специальности “переводчик поэзии”. Параллельно она получила специальность секретаря и работала в этой должности почти три года. “В какой-то момент я поняла, что нынешняя работа меня категорически не устраивает, так как не дает никаких возможностей для профессионального роста”, – говорит Исса. Она пошла учиться в бизнес-школу МИРБИС. Однако на первых порах смена профессии обернулась не только тяжелым стрессом, но и финансовыми потерями – некоторое время ей пришлось работать бесплатно.

И швец и жнец

Смена профессии часто связана с неудовлетворенностью от текущей работы. К тому же российское образование сильно оторвано от потребностей рынка и часто не дает молодым людям профессиональной ориентации, утверждает Наталья Куликова, партнер рекрутинговой компании HILL International. “В большинстве российских вузов отсутствует система профессиональной ориентации, поэтому молодые люди, как правило, выбирают образование на основе случайных факторов – рекомендаций родителей, простоты поступления, возможности избежать призыва в армию или же юношеских романтических представлений о профессии”, – полагает Куликова.

Одной из причин радикальных перемен часто становятся финансовые проблемы. Гендиректор обувной компании Ralf Ringer Андрей Бережной получил в 1989 г. диплом инженера-электронщика и три года проработал по специальности. Но потом резко сменил профессию и занялся продажей обуви. Смене профессии, по его словам, предшествовали “новые времена” и необходимость “искать новый заработок”. Но просто продавать обувь Бережному достаточно быстро стало неинтересно, и в 1995 г. он начал ее производить. “Ни на обувщика, ни на директора специально не учился, много информации черпал из литературы, многое узнавал на собственном опыте”, – рассказывает он.

Иногда смена профессии обусловлена развитием компании. Андрей Скворцов, генеральный директор компании Mercator Group, закончил кафедру метеорологии географического факультета МГУ. После окончания учебы он устроился на работу в молодую компанию Mercator и стал консультировать телеканал “Метео-ТВ” по визуальным компьютерным технологиям. В дальнейшем компания стала работать с центральными телеканалами, и Скворцов занимался компьютерной графикой для теленовостей. Когда же акционеры компании приняли решение о развитии нового направления бизнеса, Скворцову поручили заняться консультированием по проведению бизнес-презентаций.

Однако наиболее распространенная причина смены специализации – желание расширить профессиональные компетенции и расширить область влияния на бизнес, полагает Ольга Щербакова, консультант компании Ward Howell. Так, Ирина Иванова, директор по маркетингу компании Nordmarine, получила образование инженера-электрика в ЛЭТИ, два года работала по специальности, потом была главным редактором глянцевого журнала, а через несколько лет стала главным редактором интернет-магазина “Озон”. “Когда у меня в подчинении было уже 40 человек, я поняла, что нужно систематизировать практические знания и менять сферу деятельности”, – рассказывает Иванова. Закончив Международный институт менеджмента в Санкт-Петербурге, она переехала в Москву, где ей предложили работу директора по маркетингу в российской косметической компании.

Трудности перехода

Смена профессии всегда связана со стрессом. На первых порах получается далеко не все, и из-за этого человек может впасть в уныние. Многие начинают думать, что совершили ошибку и не смогут освоить новую специальность, говорит Ольга Исса. “Когда я только начинала заниматься маркетингом, у меня иногда возникала мысль, что профессионалами рождаются, а не становятся”, – вспоминает эксперт. Однако временные трудности стоит воспринимать не как проблему, а как конкретную задачу, которую необходимо решить.

Сотрудник, сменивший специализацию, может натолкнуться на сопротивление со стороны новых коллег. Ирина Иванова вспоминает, что на первых порах к ее идеям относились не слишком серьезно и не давали полностью реализовать свой потенциал. “Мои предложения не доходили до совета директоров, а иногда им приписывалось чужое авторство”, – рассказывает Иванова.

Меняя профессию, человек сталкивается с новыми требованиями работодателя. “В непроизводственных подразделениях компании профессиональная специализация сотрудника не является ключевой при принятии решения о его приеме на работу”, – говорит директор отдела по работе с персоналом Philip Morris Management Services Дэни Кройсберг. – Гораздо важнее, чтобы это были энергичные люди, нацеленные на достижение результата, желающие учиться и открытые для всего нового”.

Наконец, стресс при смене профессии связан с психологическими особенностями процесса обучения. У профессионала, как правило, есть так называемая зона комфорта – сфера деятельности, в которой он чувствует себя уверенно, рассказывает Анна Абрамова, начальник отдела обучения управления кадровой политики банка “Траст”. Психологический дискомфорт удается преодолеть только тогда, когда профессиональные навыки доводятся до автоматизма. При этом полученные на лекциях или тренингах знания и навыки необходимо как можно быстрее использовать на практике, говорит Абрамова. Дело в том, что полученные в короткий срок знания откладываются в “оперативной памяти”, и, если человек не применяет их, в течение недели порядка 70% полученной информации теряется, поясняет Абрамова. Во время обучения в МИРБИСе Ольга Исса бесплатно работала внештатным сотрудником маркетингового агентства. Это не только позволяет отработать профессиональные навыки, но и избавляет будущего работодателя от необходимости платить зарплату фактически бесполезному сотруднику, добавляет эксперт.

Полезный опыт

Люди часто меняют специализацию в случаях, когда их опыт и квалификация позволяют попробовать себя в новом качестве, а новая позиция дает достаточно возможностей для самореализации, профессионального и карьерного роста, полагает Юрий Кожаров, консультант хедхантинговой компании Legal Search.

Однако такой кандидат должен четко объяснить мотивацию перемен, а также иметь за плечами ряд успешно завершенных проектов. Если менеджер успешно работал в нескольких функциональных областях – финансах, продажах, управлении персоналом, то это один из наиболее вероятных кандидатов на позицию одного из первых лиц в компании. “Однако если кандидат проработал в нескольких местах, постоянно менял специализацию и не достиг ощутимых успехов, он не сможет претендовать на серьезную должность”, – добавляет Щербакова.

Тем не менее смена специализации, основанная на сознательном выборе, как правило, идет профессионалам на пользу, утверждает Абрамова. “Человек с разносторонним профессиональным опытом не только гибок и быстро адаптируется к новым задачам, – замечает она. – Такие люди часто способны принимать нестандартные решения, которые могут пойти на пользу бизнесу”.