“Настоящего мужика” уволить непросто


Масштабная энергоавария в минувшую среду подняла волну критики в адрес руководства РАО ЕЭС. Владимир Путин, в частности, заявил, что менеджмент компании увлекся реформой в ущерб текущей деятельности. Правда, фамилию Чубайса он при этом не назвал. Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска предрекла “главному приватизатору” отставку. Генпрокуратура возбудила уголовное дело по статье 293 (“халатность”) и статье 201 (“злоупотребление полномочиями”).

Руководство “Мосэнерго” “готово к оргвыводам”, заявил вчера, когда последствия аварии почти устранили, первый заместитель гендиректора Дмитрий Васильев. При этом, надеется он, случившееся заставит власти и общество “всерьез повернуться к проблеме перегруженности, износа и финансирования станций”.

Кризисные ситуации, по словам зампреда правления и члена совета директоров РАО ЕЭС Якова Уринсона, не выбивают Чубайса из седла. Разговоры о его возможной отставке вызывают у Уринсона удивление. По свидетельству сотрудников холдинга, Чубайс провел ночь после аварии в офисе. Вчера он провел совещание штаба по ликвидации последствий аварии и заседание электроэнергетического совета СНГ, а вечером поехал в прокуратуру.

Опрошенные “Ведомостями” сотрудники РАО, чиновники и эксперты не видят оснований для быстрой отставки Чубайса. “Профессиональный уровень и качество менеджмента [энергохолдинга] достаточны, чтобы продолжать управление”, – убежден управляющий директор “Интерроса” и член совета директоров Андрей Бугров. Другой член совета, сенатор Валентин Завадников утверждает, что коренная причина аварии в том, что преобразования в электроэнергетике неоправданно затянулись и “чем быстрее мы выйдем из этого шпагата, тем лучше”. Член совета директоров, просивший не указывать его имени в печати, говорит, что от изгнания Чубайса будет мало проку: “Сразу возникают вопросы, можно ли без потерь для управляемости убрать Чубайса и кем его заменить”. Уринсон надеется, что “слабонервных [в Кремле и правительстве] нет”.

Источник в Белом доме уверен, что премьер Михаил Фрадков ничего не будет предпринимать для увольнения Чубайса, пока не поймет позицию президента. Кремлевский чиновник напоминает, что Путин не принимает скоропалительные решения: “Он не снял никого после трагедий “Норд-Оста” и Беслана”. При этом, допускает источник, может “полететь голова” кого-то из руководителей “Мосэнерго”. А губернатор Самарской области Константин Титов считает, что не нужны и эти меры: “Чрезвычайные ситуации возможны в любом регионе в любое время, вопрос лишь в том, как быстро устраняются последствия”.

На Западе в аварии обвинили бы саму компанию, “а у нас козлом отпущения стал Чубайс”, замечает Олег Матвейчев из Bakster Group. Оппоненты предправления РАО ЕЭС воспользуются случившимся, чтобы попытаться “выдавить” его из РАО ЕЭС, полагает эксперт. Аварии “достаточно”, чтобы уволить Чубайса: “Именно он отвечал за модель реформирования РАО, по которой запас мощности [станций] существенно уменьшился”, – напоминает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Но нынешняя российская власть не любит поддаваться прессингу общественности, замечает Матвейчев.

На момент сдачи номера в печать не было известно, чем закончилась беседа Чубайса со следователем прокуратуры. Источник в ведомстве пояснил, что на стадии следствия нельзя даже отстранить Чубайса или других менеджеров РАО ЕЭС и “Мосэнерго” от исполнения обязанностей: по статье 114 УПК такая мера применима лишь к должностным лицам, которыми менеджеры не являются.

Знакомые Чубайса уверены, что он выдержит испытание. Ирина Хакамада, работавшая с ним в правительстве и Союзе правых сил, говорит, что в сложных ситуациях Чубайс мобилизуется, демонстрируя резкость и решительность: “Когда арестовали Ходорковского, он хоть и проводил политику, лояльную Путину, быстро назвал арест полным безобразием”. Чубайс никогда не теряет голову и всегда адекватен, добавляет председатель совета директоров “Ренессанс Капитала” Олег Киселев. В разгар “дела писателей”, когда Чубайса “обложили со всех сторон, он вел себя достойно и спокойно”, напоминает бизнесмен. “Настоящий мужик”, – прокомментировал научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.