УРОКИ ЭКОНОМИКИ: Неизбежная амнистия


Раздел послания президента, посвященный миграции, написан блестяще. Однако зарубежный опыт показывает, что правительству будет очень трудно реализовать предложения президента по разработке “осмысленной стратегии иммиграционной политики” и легализации миграционных потоков.

Во-первых, примеры успешного решения проблем миграционной политики в других странах можно пересчитать по пальцам одной руки. Во-вторых, в России до сих пор нет надежных источников информации о незарегистрированных мигрантах. Разброс оценок огромен – от 1,5 до 10 млн человек, отсутствует надежная информация о квалификации, возрасте и семейном положении незарегистрированных мигрантов. А не представляя себе природу явления, трудно определить инструменты “осмысленной миграционной политики”.

За бортом

Исследования издержек нелегальной миграции в основном относятся к США и в меньшей степени – к странам ЕС. Наличие уникальных микроэкономических данных в Америке, в том числе полученных в результате амнистии нелегальных мигрантов в 1986 г., позволяет узнать многое о количестве и положении мигрантов, их человеческом капитале и перспективах на рынке труда.

Сейчас количество нелегальных иммигрантов в США оценивается в 10 млн человек. Вокруг них возникла теневая экономика с оборотом в сотни миллиардов долларов, обеспечивающая не только изготовление фальшивых документов и контрабанду людей, но и их проживание и трудоустройство в Америке. За переход мексиканской границы контрабандисты взимают с мигрантов больше $1000, за эмиграцию из Китая – около $40 000. Для того чтобы расплатиться с посредниками, китайские иммигранты продают себя в рабство на 2–3 года.

Нелегалы, как правило, работают в секторах, где нужен низкоквалифицированный труд, – домашний персонал, рестораны, некоторые отрасли сельского хозяйства и легкой промышленности. Не платя налогов и социальных отчислений, работодатели получают огромные прибыли. Впрочем, и сами мигранты довольны – они зарабатывают и сберегают гораздо больше, чем на родине.

С другой стороны, даже самые высококвалифицированные мигранты не могут рассчитывать на адекватное применение своего человеческого капитала, так как технологичные и капиталоемкие рабочие места невозможно спрятать от полиции, а для мытья посуды высшее образование не требуется. Поэтому неудивительно, что зарплата нелегальных иммигрантов не учитывает их человеческого капитала и существенно ниже зарплаты таких же работников в легальном секторе. В свою очередь, в нелегальном секторе ни иммигранты, ни их работодатели не имеют стимулов инвестировать в человеческий капитал, поэтому нелегальные иммигранты с каждым годом все больше отстают от своих сверстников, попадая в ловушку долгосрочной бедности. Вместо знаменитого американского плавильного котла нелегальным мигрантам достается пламя под котлом.

Непопулярные инструменты

Цель миграционной политики во всех странах одна и та же: устранить нелегальную миграцию, а легальную миграцию структурировать оптимальным образом с точки зрения экономики и общества. На первый взгляд в распоряжении властей целый ряд механизмов регулирования миграции, однако большинство из них отнимает слишком много политических или финансовых ресурсов и поэтому в полной мере не используется.

Ужесточение охраны границ стоит очень дорого и все же не обеспечивает полной гарантии. Депортация – также недешевое удовольствие, особенно учитывая то, что мигрант опять попытается вернуться обратно. Кроме того, наказание конкретных нелегальных мигрантов трудноосуществимо по политическим причинам – средний гражданин развитой страны не любит абстрактную иммиграцию, но сочувствует конкретным бедным, но трудолюбивым и предприимчивым мигрантам, перенесшим беспрецедентные для благополучных стран страдания.

Самым дешевым и эффективным способом борьбы с нелегальной миграцией является наказание работодателей. Однако последние обладают существенной политической властью, и де-факто даже предусмотренные законом санкции не работают – как правило, речь идет всего лишь о десятках оштрафованных работодателей в год в каждой развитой стране.

Политические причины ограничивают и рационализацию легальной миграции. В большинстве стран средние избиратели протестуют против слишком открытой иммиграционной политики, а политики не спешат объяснять, что закручивание гаек перемещает потенциальных мигрантов в нелегальный сектор. Лишь в нескольких странах (Канаде, Австралии, а совсем недавно и Великобритании) удалось реализовать систему баллов, при которой легальным иммигрантом может стать каждый обладающий необходимыми для страны качествами.

Время от времени проблема нелегальной миграции становится настолько острой, что общество готово решать ее любой ценой, и в конце концов борьба с нелегальной миграцией сводится к амнистиям. Как правило, амнистии проводятся, когда количество нелегальных мигрантов достигает нескольких процентов экономически активного населения. Например, самая масштабная в истории США амнистия в 1986 г. легализовала 3 млн мигрантов, а только что закончившаяся амнистия в Испании – 800 000. Амнистии всегда сопровождаются обещаниями начать с чистого листа, не допустить дальнейшего роста нелегальной миграции и сделать эту амнистию последней. Но по вышеупомянутым причинам сделать это очень трудно, поэтому через определенный промежуток времени приходится проводить новую амнистию. Именно к этой черте сейчас вновь подошли США.

Опыт свидетельствует, что для качественного прорыва нужна политическая воля: властям необходимо либо рационализировать процедуры легальной миграции, либо наказывать работодателей.

Нам уже пора

По всем параметрам Россия вполне созрела для амнистии мигрантов и введения рациональной системы баллов для всех желающих – по крайней мере из стран СНГ. Амнистия поможет выбить почву из-под ног у криминальной среды, кормящейся на нелегальном статусе миллионов приезжих, и даст возможность рационализировать процедуры привлечения легальных мигрантов. В отличие от США и Европы, состояние демократии в России позволяет власти проводить реформы, не обращая внимания на недовольство безработных и низкоквалифицированных рабочих, конкурирующих с мигрантами за рабочие места.

Еще одно преимущество амнистии – возможность наконец собрать информацию о количестве и качестве находящихся в стране мигрантов. Без этой информации идеи “осмысленной миграционной политики” так и останутся лишь строчкой послания президента. С другой стороны, даже самая осмысленная стратегия не будет реализована без успехов в борьбе с коррупцией в органах государственной власти.