“ЛУКОЙЛу” срывают сделку

М. Стулов

“НОВАТЭК” давно хочет продать свою долю в “Геойлбенте”. К ней приценивалась “Роснефть”, чьи месторождения расположены по соседству. Но затем госкомпания купила “Юганскнефтегаз”, а “НОВАТЭК” объявил тендер на “Геойлбент”. Эксперты оценивали ее долю в $150–200 млн. В тендере участвовало 13 претендентов, среди которых, по словам одного из участников, были “Базовый элемент”, “Русснефть”, “Сибнефть”. Но в начале июня “НОВАТЭК” сообщил, что продал свою долю “ЛУКОЙЛу”, а президент “ЛУКОЙЛа” Вагит Алекперов на днях заявил, что компания готова выкупить и долю “ЮКОСа”. По словам представителя “ЛУКОЙЛа”, сделка не завершена, потому что компания еще не получила одобрение на нее от Федеральной антимонопольной службы.

Но теперь судьба сделки оказалась под вопросом. Как стало известно “Ведомостям”, 9 июня Андроповский районный суд Ставропольского края по иску компании Broadwood Trading & Investments в качестве обеспечительной меры запретил “НОВАТЭКу” продавать долю в “Геойлбенте”. Тем же определением (его копия есть в распоряжении “Ведомостей”) суд запретил ФАС одобрять такую сделку, а “Транснефти” – принимать нефть и нефтепродукты “Геойлбента”.

“Транснефть” уже выполнила постановление суда, сказал “Ведомостям” вице-президент компании Сергей Григорьев, и с 10 июня не принимает нефть “Геойлбента”.

Ответчиком по иску является адвокат Андроповской юридической конторы Елена Сорокина, от которой Broadwood требует исполнить некий договор и “предоставить отчет выполненных работ по соглашению об оказании юридических услуг“, говорится в определении. Broadwood считает незаконной продажу 66% “Геойлбента”, поскольку не отказывался от своего преимущественного права выкупа доли “НОВАТЭКа” и даже уведомил компанию, что хотел бы ее приобрести.

В уставе “Геойлбента” не предусмотрено право преимущественного выкупа. Но в апреле YUKOS Operational Holding обратилась в арбитражный суд ЯНАО с просьбой обязать признать ее преимущественное право на покупку доли “НОВАТЭКа” в “Геойлбенте”. Закон об ООО предусматривает, что их устав может включать преимущественное права выкупа и требование YUKOS Operational законно, полагает руководитель компании “Русские эксперты” Александр Шмаков.

Представитель “ЮКОСа” отказался обсуждать ситуацию. Он не ответил на вопрос, сохраняет ли “ЮКОС” контроль над YUKOS Operational Holding. Представители “НОВАТЭКа” и “ЛУКОЙЛа” сообщили “Ведомостям”, что знают о судебном решении, но комментировать его не стали. Все они уверяют, что “не помнят” в числе владельцев “Геойлбента” компанию под названием Broadwood Trading & Investments и никогда не слышали о ней. Получить комментарий в Андроповском суде и у адвоката Сорокиной вчера не удалось – их телефоны не отвечали.

“Причем здесь адвокат Сорокина? Это определение – сплошное недоразумение, к тому же народным судам запрещено решать корпоративные споры”, – возмущается представитель участника сделки.

Этот запрет легко обойти, парирует партнер юридической фирмы “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. Правда, этот иск юрист считает “надуманным”. “Это определение будет вскоре отменено, а судью наверняка ждет наказание”, – предсказывает Тутыхин.

Опрошенные “Ведомостями” участники сделки теряются в догадках, кто стоит за иском Broadwood. Она может требовать преимущественного права выкупа доли в “Геойлбенте”, если является реальным владельцем 34% долей или соглашение между владельцами “Геойлбента” допускает продажу долей некоему третьему лицу, полагает аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. Представитель крупной нефтяной компании не исключает, что “ЮКОС” мог продать свою долю в “Геойлбенте” и теперь за контроль над ней борется новый собственник. Сотрудники нескольких нефтяных компаний считают, что это может быть кто-то из проигравших “ЛУКОЙЛу” тендер.