ВЕКТОР


Нет выбора

Крупным американским компаниям становится все труднее заменить независимого аудитора. Из-за ужесточения регулирования, запрещающего аудиторской компании оказывать клиенту консалтинговые и некоторые другие услуги, крушения Arthur Andersen и грозящих KPMG LLP уголовных обвинений выбор сузился до минимума. Недавно Intel решила сменить Ernst & Young, которая проводила аудит корпорации более 30 лет. Но ни Deloitte & Touche, ни KPMG, ни Price-waterhouseCoopers для роли аудитора не подходят, потому что предоставляют Intel другие услуги (два года назад компания заплатила им больше затраченных собственно на аудит $11,6 млн). По данным J.D. Power & Associates, в 2004 г. каждая восьмая публичная компания работала как минимум с тремя фирмами “большой четверки”. Аудит фармацевтического гиганта Eli Lilly проводила Ernst & Young, услуги, связанные с программным обеспечением, оказывала PwC, услуги по оценке – Deloitte & Touche. Но работать с транснациональными компаниями по силам только фирмам “четверки”. В пятой по размеру доходов аудиторской фирме США Grant Thornton работает 3900 человек, а в KPMG, самой маленькой из “четверки”, – 18 300. Так что сложившаяся на американском аудиторском рынке ситуация становится лучшей защитой для KPMG, против которой прокуроры уже сформулировали уголовные обвинения за предоставление незаконных схем по уходу от налогов, но пока не знают, стоит ли их предъявлять.

Далекие планы

“АвтоВАЗу” не дает покоя слава “Северсталь-Авто”, которая первой среди российских автопроизводителей провела публичное размещение акций. Вчера вице-президент “АвтоВАЗа” Михаил Москалев заявил, что тольяттинский завод планирует провести IPO, и даже не в России, а в Лондоне. Когда и какой пакет может быть размещен, он не пояснил. Но инвесторам вряд ли стоит воспринимать это обещание всерьез. Анонсировав какие-либо планы, “АвтоВАЗ” обычно не спешит их выполнять. Уже около двух лет завод пытается найти покупателя на 5–7% своих акций среди институциональных инвесторов, чтобы повысить ликвидность бумаг. Получить листинг в Лондоне “АвтоВАЗ” тоже обещал еще в 2003 г. Но этого не случилось и в прошлом году. Теперь менеджмент “АвтоВАЗа” уверяет, что листинг будет в ноябре. Зато источник, близкий к акционерам автоконцерна, говорит, что и “эти надежды слишком оптимистичны”. Планы дополнительной продажи акций на Западе, по его словам, действительно есть, но пока они тоже туманны и, даже по самым оптимистичным прогнозам, не могут быть реализованы до конца следующего года. Автомобильные акции сейчас вообще непопулярны у инвесторов. И далеко не факт, что “АвтоВАЗу” в Лондоне удастся разместиться лучше, чем “Северсталь-Авто” разместилась в апреле на РТС. Тогда этот холдинг, демонстрирующий одну из лучших в отрасли рентабельность, не смог привлечь в ходе IPO желаемые $15,8 за акцию. Инвесторы дали за них лишь по $15,1.

Самодемонополизация

Российский телекоммуникационный холдинг “Связьинвест” (владеет семью межрегиональными компаниями фиксированной связи, собравшими в 2004 г. с абонентов около $5 млрд) пытается исключить свои “дочки” из списка естественных монополистов, чьи тарифы регулируются государством. В холдинге отмечают, что услуга фиксированной связи уже давно перестала быть безальтернативной, так как сейчас люди в основном пользуются сотовой связью. Теперь на обычные телефоны приходится лишь треть рынка – фиксированных телефонов всего 35 млн, тогда как сотовых, по данным ACM-Consulting, – более 93 млн. Причем доля фиксированных компаний постоянно снижается, а по закону монополистом считается тот, у кого более 25% рынка. В “Связьинвесте” оговариваются, что в сельской местности они и не рассчитывают расстаться с монополией, потому что коммерческие компании не стремятся инвестировать деньги в неокупаемые проекты. Однако в крупных городах исключение из реестра монополистов позволило бы “дочкам” холдинга самим регулировать тарифы и побороться за абонентов с альтернативными операторами. Уже целый год государство не дает компаниям возможности ни снизить, ни повысить тарифы. Впрочем, если рынок предприятий фиксированной и сотовой связи будут рассматривать в “одном флаконе”, сотовые операторы вполне могут попасть в реестр монополистов с регулируемыми тарифами. Сами компании даже показывают эту возможность как риск в своей отчетности, однако называют это обычной перестраховкой.