Именем Керимова

В. Баранов

Депутат Госдумы и владелец “Нафта-Москвы” Сулейман Керимов, чье состояние Forbes оценил в $2,6 млрд, участвовал в силовых захватах. Самый громкий из них – конфликт с предпринимателем Андреем Андреевым. Тот утверждал, что в конце 2001 г. владельцы “Базового элемента” и ГМК “Нафта-Москва” купили похищенные у него более 100 связанных по бизнесу структур, включая Автобанк, “Ингосстрах” и меткомбинат “НОСТА”.

В четверг вечером головной офис СПК “Развитие” в Гранатном переулке, д. 3, подвергся нападению. Около 200 человек, вооруженных бейсбольными битами и металлическими прутьями, попытались взять здание штурмом. По состоянию на 21.00 МСК вчера офис занимали омоновцы, а вход в здание был блокирован. В Пресненской межрайонной прокуратуре сообщили, что драка произошла из-за конфликта между новым и бывшим руководством СПК “Развитие”. Возбуждено уголовное дело по статье “самоуправство с применением насилия”. Гендиректор СПК “Развитие” Владимир Кузнецов и его команда вынуждены были покинуть офис. Вчера их в здание не пускали, сообщил “Ведомостям” представитель компании “Реал-Импекс” – собственника здания, у которого “Развитие” арендует офис.

Сам Владимир Кузнецов рассказал “Ведомостям”, что из здания его выгнали люди, называющие себя представителями новых собственников “Развития”. По его словам, он узнал, что в феврале у компаний – акционеров холдинга появились новые владельцы. Они инициировали внеочередное собрание акционеров СПК и приняли решения о смене гендиректора, печати и реестродержателя. По его словам, новым гендиректором стал Владимир Рубцов. А месяц назад, утверждает Кузнецов, новый собственник впервые дал о себе знать. Им, по словам Кузнецова, оказался депутат Госдумы и владелец “Нафта-Москвы” Сулейман Керимов. “Я с ним [Керимовым] встречался, он сказал, что является новым владельцем СПК”, – рассказывает Кузнецов. Но Керимову он не поверил. “В апреле у нас пропала все отчетная документация с 2003 г.”, – заявил он “Ведомостям”. По его мнению, новые владельцы “далеки от желания заниматься строительным бизнесом – их интересует недвижимость холдинга (например, офисы МПСМ на Пречистенской набережной и “Главмосстроя” на Тверской).

О том, что Керимов пытается войти в управление СПК, слышал и руководитель компании, специализирующейся на слияниях и поглощениях в столице. Но подтвердить ее не удалось – Керимов был в отъезде и связь с ним отсутствовала. Представители “Нафты” не смогли прокомментировать ситуацию. А источник “Ведомостей” в окружении депутата предположил, что “его именем просто прикрываются”.

Недвижимостью Керимов тоже интересовался: недавно он начал строить целый частный город стоимостью до $3 млрд на Новорижском шоссе. Два месяца назад он стал финансовым партнером столичного стройкомплекса. Бизнесмен-депутат купил Мосстройэкономбанк, наблюдательный совет которого возглавляет глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин. “Развитие” может быть интересно Керимову и как объект недвижимости, и как бизнес, рассуждает глава ИК “Аврора капитал” Дмитрий Чернявский. Председатель совета директоров группы компаний “СУ-155” Михаил Балакин оценивает активы в $500 млн.

Пять лет назад вся страна смотрела по телевизору, как с помощью вооруженных автоматчиков было смещено руководство Качканарского ГОКа. Но силовые захваты уходят в прошлое, говорит руководитель компании “Вашъ финансовый попечитель” Василий Бойко. Видимо, наступило время передела на строительном рынке Москвы, связанного с грядущими выборами мэра, предполагает Андрей Башкатов, гендиректор Центра корпоративной защиты. А депутат Мосгордумы Ирина Рукина утверждает, что компании, находящиеся в ведении столичного стройкомплекса, давно подвергаются атаке. “За два-три года этот передел завершится”, – говорит Рукина.

Столичные власти не видят поводов для беспокойства. “Методы захвата и поглощения предприятий – это то, что сегодня практикует само “Развитие”. Возможно, это бумерангом возвращенная СПК ситуация, которую она сама неоднократно создавала на разных предприятиях. Сейчас ситуация совершенно понятная – это хозяйственный спор, к которому город никакого отношения не имеет”, – заявил “Ведомостям” пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой.