Бизнес не простят

С. Портер

Владимир Путин в апреле предложил провести легализацию капиталов. “Надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные в предыдущие годы”, – заявил президент, обращаясь к Федеральному собранию. Перед гражданами будет поставлено всего два условия, сказал Путин. Капиталы должны быть внесены на счета в российские банки, и с этих сумм должен быть уплачен 13%-ный подоходный налог.

Правительство не стало мешкать с воплощением идеи Путина. Завтра министр финансов Алексей Кудрин посвятит членов кабинета в детали легализации. Вчера министр заявил, что осенью законопроект об амнистии поступит из Белого дома в Госдуму.

А директор департамента Минфина Михаил Моторин рассказал вчера, как именно будет проходить возвращение припрятанных капиталов в легальный оборот. Амнистия продлится с 1 января по 1 июля 2006 г., рассказал чиновник на заседании “круглого стола” в Госдуме. За эти полгода физические лица, владеющие неизвестно как нажитым капиталом и вне зависимости от гражданства, смогут перевести деньги в российские банки, предварительно подав налоговую декларацию. Главное требование – чтобы легализуемые капиталы были заработаны в России. При этом амнистия по замыслу Минфина не должна распространяться на капиталы, накопленные после 1 января 2005 г. “Иначе будет соблазн за оставшееся время провести сомнительные сделки, а потом легализовать их”, – объясняет Моторин.

Под амнистию, по версии Минфина, подпадут только налоговые правонарушения или преступления. А чтобы наркоторговцы и прочий криминалитет не воспользовались лазейкой, происхождение легализуемого капитала должно быть изучено службой по финансовому мониторингу, уверен чиновник.

Такая постановка вопроса сильно разочаровала народных избранников. “На таких условиях вернуть деньги в страну может только сумасшедший”, – возразил зампред бюджетного комитета Андрей Макаров. Председатель рабочей группы, занятой подготовкой закона, Владислав Резник уверен, что участие в проекте финансовой разведки делает бессмысленной всю затею. “Если мы действительно хотим вернуть какие-то деньги, нельзя даже произносить слово “проверки”, – поддержал коллегу вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский. По его мнению, амнистия принесет результаты, если у чиновников не будет права задавать какие-либо вопросы.

Нужно “прощать” не только граждан, но и компании, которые во времена противоречивых налоговых законов применяли серые схемы, добавляет Вадим Зарипов из компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”. По его мнению, гарантированное освобождение от ответственности избавит бизнес от скелетов в шкафу и подстегнет инвестиции.

Слишком высокой показалась экспертам и плата за репатриацию капиталов. Ее ставку нужно приравнять не к подоходному налогу, а к налогу на дивиденды (9%), считает зампред бюджетного комитета Сергей Штогрин. Граждане заинтересуются этим проектом, только если ставка будет не выше 3–5%, прогнозирует директор НИИ налоговой системы Асланбек Паскачев. Так же думает и вице-спикер Госдумы Любовь Слиска.

Капитал, который можно было бы легализовать на условиях Минфина, имеется только у чиновников, уверен владелец авиастроительной компании “Каскол” и первый заместитель гендиректора аэропорта “Шереметьево” Сергей Недорослев. По его мнению, у предпринимателей все деньги вложены в дело, а не лежат под матрасом. “Главное – чтобы деньги принесли наши чиновники, – соглашается совладелец “Вимм-Билль-Данна” Давид Якобашвили. – Если они переведут капиталы в Россию, в эту идею поверим и мы”.

Но Путин имел в виду только физических лиц и так называемые матрасные деньги, которые находятся преимущественно внутри страны, поясняет чиновник администрации президента. “В этой идее больше политики, чем экономики, – объясняет чиновник. – Мы изначально не рассчитывали на большой приток денег. Закон этот создается для того, чтобы граждане поняли: государство повернулось к ним лицом”.