“НОВАТЭКу” не дают покинуть “Геойлбент”


В июне “НОВАТЭК” объявил о продаже 66%-ной доли в “Геойлбенте” “ЛУКОЙЛу” за 5,1 млрд руб. Но эта сделка до сих пор не закрыта. Один за другим Андроповский районный суд Ставропольского края и Грозненский суд Старопромысловского района по иску физлиц наложили запрет на продажу акций. Позже решения были отменены. Источники, знакомые с ситуацией, говорят, что за BTI стоит компания “Русснефть”. Они утверждают, что еще весной “Русснефть” купила у “ЮКОСа” его “дочку” – YUKOS Operational Holding, которой принадлежало 34% “Геойлбента”, и переименовала ее в BTI. В “Русснефти” категорически опровергают свою причастность к Broadwood.

В пятничном определении суда (копия имеется в распоряжении “Ведомостей”) говорится, что иск подал акционер “НОВАТЭКа” Гайтеев Висхан Айсаевич, проживающий в Грозном по адресу: улица Аскерова, 149. Связаться с ним “Ведомостям” вчера не удалось. А в РУВД Заводского района Грозного “Ведомостям” сказали, что такой улицы не существует.

Суд вновь запретил “НОВАТЭКу” продавать долю в “Геойлбенте”, “Транснефти” – принимать у компании нефть, а ФАС давать добро на сделку. Эксперты полагают, что за новым иском стоит все тот же Broadwood Trading. Эта компания считает незаконной продажу 66% “Геойлбента”, поскольку, будучи его участником, не отказывалась от преимущественного права выкупа доли “НОВАТЭКа”.

Представитель Арбитражного суда Чеченской Республики подтвердила “Ведомостям” решение о наложении обеспечительных мер. Решение суда было получено и в ФАС, о чем “Ведомостям” сообщила представитель антимонопольной службы Ирина Кашунина. Из-за нового постановления суда решение ФАС по заявлению “ЛУКОЙЛа” приостановлено, говорит она. Но сам “ЛУКОЙЛ” не собирается отказываться от покупки “Геойлбента”. По словам начальника по работе с инвесторами Геннадия Красовского, “позиция компании по отношению к сделке не менялась”.

Представители Broadwood Trading не смогли прокомментировать ситуацию. А представитель “НОВАТЭКа” Михаил Лозовой заявил, что все иски по поводу продажи акций “Геойлбента” “носят надуманный характер и не имеют перспективы”. Именно поэтому организаторы судебных процессов подают иски “в труднодоступных регионах” России, преследуя одну цель – “затруднить защиту представителям “Геойлбента” и акционерам. По его словам, сделка была осуществлена в соответствии с российским законодательством и при соблюдении обязательств перед третьими лицами, включая кредитора ЕБРР.

Партнер юридической компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин считает, что такие иски не имеют перспективы, а обеспечительные меры вскоре будут отменены. Тутыхин предполагает, что иск был подан подставными физическими лицами, чтобы избежать взыскания убытков по факту “злоупотребления правом”. Он отмечает, что если “какая-либо компания надеется на серьезный диалог, то через чеченский суд он не ведется”.