Бизнес в рамках


В Ноттинг-Хилле до сих пор вспоминают одну любопытную историю, которая произошла здесь в 1950-е гг. с одним антикварным дилером. Как-то раз он шел мимо лавки старьевщика и увидел перед ее входом выставленную на продажу картину прерафаэлитов. Дилер заплатил за нее всего несколько фунтов, потом быстро вытащил полотно из рамы и… отбросил его в сторону. Такое приобретение можно было считать большой удачей: в те годы картины прерафаэлитов стоили копейки, зато не так просто было купить по дешевке солидную раму викторианской эпохи. Знал бы он, что 50 лет спустя выброшенная им картина – а это было полотно Фредерика Лейтона “Пылающий июнь” – будет продаваться за 3 млн фунтов стерлингов ($5,2 млн), в то время как рама викторианской эпохи будет стоить какие-то 3000 фунтов стерлингов ($5273)!

Миллион за коллекцию

В наши дни практически у каждого направления живописи есть свои поклонники. И по иронии судьбы выигрывают от этого не только сами картины, но их рамы. Ведь они тоже привлекают всеобщее внимание. И когда любители искусства платят безумные деньги за картины, они обязательно разглядывают их рамы. По словам ведущего лондонского дилера Пола Митчела, “никогда раньше покупатели не интересовались рамами так, как они интересуются ими сейчас. Люди понимают, что подходящая рама улучшает внешний вид картины и повышает ее ценность”.

На аукционе рамы редко продаются больше чем за 5000 фунтов стерлингов ($8789). Конечно, это ничто по сравнению со стоимостью картин. Ведь полотна импрессионистов и картины старых мастеров уходят по цене от 1 млн фунтов стерлингов ($1,7 млн). Тем не менее коллекционеры охотятся за старыми рамами. Больше всего их привлекают оправы с искусной резьбой и щедрой позолотой, которые обычно снимают с зеркал. В них вставляют акварели, рисунки и гравюры. При этом цена картины сразу повышается, потому что рамы считаются антиквариатом и прекрасно дополняют интерьер помещения.

Коллекция рам, выставленная на Sotheby’s, является самой большой коллекцией, которая когда-либо выставлялась на аукционе. Ее начал собирать в 1930-е гг. Арнольд Уиггинс, ведущий изготовитель рам тех дней и обладатель королевского диплома Royal Warrant, который свидетельствовал, что Уиггинс – поставщик королевского двора Великобритании. Его компания до сих пор процветает. Однако еще в 1960-е гг., в эпоху бума на предметы искусства и старины, семья Уиггинса распродала картины из его коллекции. А на прошлой неделе были пущены с молотка 600 рам вместе с вставленными в них полотнами – копиями проданных оригиналов. На момент написания статьи было известно, что Sotheby’s рассчитывает заработать на этом по крайней мере 250 000 фунтов стерлингов ($438 848), в то время как стоимость всей коллекции рам Уиггинса оценивается в 1 млн фунтов стерлингов ($1,8 млн).

Дело государственной важности

Интерес к такого рода аукционам проявляют не только частные дилеры, но и государственные музеи. Так, например, Британская национальная галерея предпочитает выставлять картины в рамах той же эпохи, однако ни для кого не секрет, что лишь небольшая часть музейных полотен вывешена в оригинальных рамах или в оправах того же периода. Не случайно директор галереи Чарльз Сомарез Смит занялся вопросом замены рам, едва вступил в свою должность. При нем музей приобрел картину Рафаэля Санти “Мадонна в розовых тонах” в раме XIX в. и тут же заменил ее на оправу XVI столетия.

Коллекция Уиггинса не могла не привлечь всеобщего внимания еще и по той причине, что в ней собраны рамы, которые ни разу не реставрировались. А ведь именно такая судьба постигла в XIX в. оправы многих старых полотен. В позапрошлом веке многие резные позолоченные оправы покрывали по моде того времени толстым слоем штукатурки.

Цена экземпляров, представленных на Sotheby’s, доходит до 18 000 фунтов стерлингов ($31 597), но это лучшие оправы XVI–XIX вв., сохранившиеся в первозданном виде в разных странах Европы. В коллекции представлены строгие итальянские оправы эпохи раннего Ренессанса, голландские рамы черного дерева XVII в., британские оправы XVIII в. с богатой резьбой и позолотой, роскошные французские рамы второй половины XVIII в., вырезанные в канун Великой французской революции, вычурные оправы из Испании и английские рамы конца XIX столетия.

Аукцион, проведенный Sotheby’s, должен выявить, какие рамы пользуются наибольшим успехом в верхнем, элитарном сегменте рынка. А распродажи в среднем секторе рынка будет проводить аукционный дом Bonhams. Начиная с этого месяца рамы для картин будут выставляться в Bonhams четыре раза в год по цене от 250 до 3000 фунтов стерлингов ($438–5264). С молотка пойдут экземпляры всех стилей и эпох. Поэтому даже самый придирчивый любитель искусства найдет подходящую к его картине оправу. (FT, 2.07.2005, Мария Подцероб)