“Охотный Ряд” продан

С. Николаев

Занадворов продал долю в Собинбанке в 2001 г., чтобы, как он говорил, работать на рынке недвижимости. Главным активом Занадворова считалась “Манежная площадь”.

Осенью 2002 г. Занадворов стал одним из основных владельцев сети супермаркетов “Седьмой континент” (91 магазин, выручка в 2004 г. – $495,8 млн). Сейчас Занадворову принадлежит 50% минус 1 акция в ЗАО “7К Инвест-Холдинг”, контролирующем акционере ОАО “Седьмой континент” (розничный оператор сети), и 45% акций в ОАО “Столичные гастрономы” (владелец недвижимости сети). Журнал Forbes включил Занадворова в список 100 богатейших бизнесменов с личным состоянием $440 млн.

О том, что Занадворов продает около 25% акций “Манежной площади” девелоперской группе “Декра”, “Ведомостям” рассказал председатель совета директоров и совладелец “Декры” Сергей Денисов. Сделка будет закрыта в течение года. “Декра” получила 24,4% “Манежной площади” в апреле этого года в обмен на 4,6% компании “Мосэнерго” от правительства Москвы наряду с долями в других объектах недвижимости. С Занадворовым вчера связаться не удалось, но о намерениях “Декры” увеличить пакет в ТК до контрольного знают в Департаменте имущества Москвы. “Покупка только 24,4% была бы бессмысленной, если бы мы изначально не заключили соглашение об увеличении пакета”, – объясняет Денисов. Стоимость сделки он отказался назвать, но, по данным московского девелопера, всю “Манежную площадь” Занадворов оценивает в $350 млн – столько было инвестировано в строительство комплекса. Исходя из этой оценки 25% акций “Манежной площади” может стоить от $87,5 млн. Директор департамента торговой недвижимости Colliers International Максим Гасиев считает, что совокупный арендный платеж без учета эксплуатационных расходов составляет в ТК около $50 млн в год, что при существующих коэффициентах оценки торгцентров дает стоимость, близкую к $350 млн. “Собственники комплекса просят справедливую цену. Другой вопрос, почему ТК был построен за такие большие деньги, – рассуждает Гасиев. – Конечно, продавать за ту же сумму, что была инвестирована, не слишком эффективно. Но у прежних владельцев останется доход от сдачи ТК в аренду в течение почти восьми лет”.

Участники рынка утверждают, что в этом году Занадворов обсуждал продажу пакета в “Манежной площади” с несколькими крупными владельцами недвижимости, например с ПФК “БИН” (ТК Festival Mall) и австрийским холдингом Meinl European Land (ТК “Парк Хаус”). Переговоры с Занадворовым представитель одного из подразделений Meinl European Land подтвердил, но сказал, что австрийцы сочли бизнес “Манежной площади” недостаточно рентабельным, а кроме того, их мог бы заинтересовать только контрольный пакет.

Денисов не исключает, что у Занадворова может остаться доля в “Манежной площади” и после продажи 25% “Декре”. “Состав будущих акционеров “Манежной площади” мы будеМ согласовывать [с Занадворовым]. “Декра” могла бы выкупить акции и у других совладельцев комплекса”, – говорит Денисов.

“Возможно, Занадворов ищет лучшее применение своим средствам, – предполагает партнер консалтингового агентства “Магазин магазинов” Александр Тишков. – Например, в начале года “Столичные гастрономы” продали более 4000 кв. м в торговом центре “Атриум”. “Манежная площадь”, по словам Тишкова, “при всей одиозности месторасположения” организована не слишком удачно и работает малоэффективно.