Лебедев взялся судить Фрадкова


14 июля депутат от фракции “Единая Россия” и один из акционеров авиализинговой компании “Ильюшин финанс” Александр Лебедев отправил на имя председателя правительства Михаила Фрадкова запрос. Депутат просит изложить ситуацию в авиационной отрасли, сетует на отсутствие финансирования, из-за чего “отрасль стагнирует”, и констатирует, что вместо производства “три российских завода занимаются ремонтом уже существующих моделей”. Лебедев просит “дать оценку шагов правительства и ответственных за авиапром министерств по сохранению или перепрофилированию Воронежского, Ульяновского и Казанского авиазаводов”, а также перечислить ответственных “руководителей министерств и ведомств, отвечающих за результаты работы отрасли”.

В правительстве убеждены, что запрос Лебедева не был проигнорирован. И. о. главы Минпромэнерго Андрей Реус сообщил вчера журналистам, что на запрос ответило его ведомство. Лебедев говорит, что ответа от Минпромэнерго не получал. По закону о статусе депутата ответ должен быть подписан только руководителем ведомства, на имя которого поступил запрос, или его заместителями и прийти не позднее 30 дней после обращения. То есть ответить Лебедеву должен был лично Фрадков или его зам – Александр Жуков. Однако спустя два месяца ответа не поступило. И депутат обратился в мировой судебный участок № 378 района Пресненский с жалобой на бездействие премьер-министра.

Пресс-секретарь Фрадкова Александр Жаров не видит причин для судебного разбирательства – глава правительства закон о статусе не нарушал: “14 июля запрос Лебедева поступил в аппарат [Фрадкова]. Уже 16-го он был перенаправлен в Минпромэнерго, сотрудники которого отчитались, что в установленные сроки ответили депутату”. По словам Жарова, глава кабинета не должен был отвечать на него лично, поскольку “вопросы реорганизации аэропортов и заводов входят в компетенцию Минпрома”.

Статья 17.2 Кодекса об административных правонарушениях грозит чиновникам штрафами от 10 до 20 МРОТ за “несоблюдение должностным лицом установленных сроков предоставления информации” депутатам. Лебедев не скрывает, что обратился в суд в воспитательных целях. “У членов правительства премии до $3000, а работают они плохо, надо как-то наказать”, – объясняет намерение Лебедев. По его словам, его желание судиться было поддержано и в руководстве “Единой России”. “Перед тем как обратиться в суд, 12 сентября на президиуме фракции я проинформировал и [Любовь] Слиску, и [Бориса] Грызлова о намерении судиться. Спросил: правильно я делаю? Коллеги не возражали”, – сообщил он.

Подобное негодование не редкость в депутатской среде. “Недавно МИД не отвечал [на запрос] в течение двух месяцев, а Минобразования прислало отписку только через полгода, и то после обращения в прокуратуру”, – жалуется депутат Андрей Савельев из “Родины”. Но обращение Лебедева в суд на главу кабинета – прецедент, замечает коллега по Думе Андрей Макаров. “После административной реформы у Фрадкова остался один вице-премьер, они физически не могут обработать за месяц такое количество запросов”, – объясняет проволочки председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. “Попытаться решить без суда было возможно”, – предполагает он. “Обращением в суд Лебедев акцентировал внимание правительства на своей проблеме”, – соглашается Макаров.

Впрочем, эксперты не исключают, что демарш Лебедева связан с проблемами в его бизнесе. В августе Генпрокуратура арестовала пакет акций “Ильюшин финанс”, 36% акций которого принадлежит Национальной резервной компании (НРК) Лебедева. “Большую часть времени депутат Лебедев занимался банками и авиацией, но сегодня пытается позиционировать себя как агрессивный политик, – рассуждает политолог Дмитрий Орешкин. – Очевидно, у него пытаются отобрать бизнес, но он использует все методы, чтобы дать понять, что он серьезная политическая фигура”.