Дайте денег “АвтоВАЗу”

Д. Гришкин

В этом году правительство нанесло удар “АвтоВАЗу”: компаниям, занятым сборкой машин, разрешили беспошлинно или по 3%-ной ставке ввозить в Россию импортные комплектующие (вместо 15%). В очередь за льготами выстроились “Иж-Авто” (собирает Kia Spectra), “Северсталь-Авто” (Ssang Yong), “GM-АвтоВАЗ” (Сhevrolet-Viva). “АвтоВАЗ” больше всех страдает от конкуренции с дешевыми иномарками и пытался торпедировать решение, но проиграл.

Гигант проиграл, но не сдался. “Ведомости” раздобыли новые предложения “АвтоВАЗа” по развитию легкового автопрома. “Подготовить проект нас попросил премьер-министр Михаил Фрадков”, – рассказывает источник на автозаводе. Чиновник правительства признался, что еще в конце августа ветераны автопрома – заместители министра автомобильной промышленности времен СССР – пожаловались в письме Владимиру Путину на ошибки, допущенные в развитии автопрома. Путин поручил разобраться с проблемой Фрадкову, а тот дал указание Минпромэнерго и Минэкономразвития с участием “АвтоВАЗа” разработать новые предложения по будущему автопрома. После этого премьер встретился с главой совета директоров “АвтоВАЗа” Владимиром Каданниковым.

Пожелания “АвтоВАЗа” таковы. Налог на прибыль должен меняться в зависимости от уровня рентабельности, чтобы этот уровень был одинаковым во всех отраслях. Расходы НИОКР (для ВАЗа это прежде всего разработка новых моделей) следует включить в себестоимость, чтобы экономить на налоге на прибыль. Новое импортное оборудование ВАЗ просит освободить от НДС. Наконец, завод хочет получить возможность беспошлинного ввоза импортных компонентов и предоставления госгарантий или кредитов через госбанки и инвестфонд.

Если не принять этих мер, то наш автопром проиграет в неравной конкурентной борьбе, а 5 млн человек останутся без работы, предупреждает “АвтоВАЗ” в предложениях Минпромэнерго. Несмотря на мрачный прогноз, сам “АвтоВАЗ” настроен на выживание (подробнее читайте статью на стр. Б2). Завод обещает до 2009 г. представить сразу две новые модели Lada и построить новый завод двигателей. Общий объем инвестиций в эти проекты “АвтоВАЗ” оценивает в $1,6 млрд, но признается, что 80% этой суммы придется занимать. “Госгарантии могли бы снизить ставку по кредитам, и мы надеемся, что наши проекты могут быть включены в программы финансирования инвестфондом”, – признается представитель “АвтоВАЗа”. Источник, близкий к заводу, добавляет, что ставки могли бы упасть до 6%, а государство даже может принять участие в проектах “АвтоВАЗа” в качестве акционера. В бюджете-2006 на инвестфонд уже предусмотрено почти 70 млрд руб. На эти деньги могут претендовать проекты “общегосударственного значения”, но механизм их отбора пока не разработан. Одним из первых возможность выделения денег на достройку Богучанской ГЭС с Путиным недавно обсуждал владелец “Русала” Олег Дерипаска.

В Белом доме обещают принимать решение по предложениям “АвтоВАЗа” после консультаций с Минэкономразвития и Минпромэнерго, а там не в восторге от инициативы завода. “Завод снова хочет протекционистских мер, и если раньше ему хватало пошлин, то теперь уже требуется госфинансирование”, – возмущен чиновник Минпромэнерго. Его коллега из Минэкономразвития напоминает, что преференций для отдельных отраслей вроде разного налога на прибыль быть не может. И пока “АвтоВАЗ” не может претендовать на инвестфонд, так как у него нет достойного проекта, согласны оба чиновника. Но сам “АвтоВАЗ” настроен оптимистично. “Мы не исключаем принятия решений на уровне правительства с целью… поддержки самого крупного отечественного автопроизводителя”, – констатирует завод в инвестиционном меморандуме к выпуску CLN на $300 млн.

Эксперты считают, что в предложениях автогиганта есть доля здравого смысла. В отношении господдержки автопрома Россия далеко отстала от многих стран мира, замечает аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев. Льготы по ввозу оборудования, более высокие ставки на импортируемые иномарки есть во многих странах Европы, в Китае, Мексике. Аналитик отмечает, что предлагаемые “АвтоВАЗом” меры носят общеэкономический характер и они нужны не автопрому, а машиностроению в целом. Например, напоминает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов, в большинстве европейских стран расходы на НИОКР позволяют экономить на налоге на прибыль. “Мы согласны подписаться под любым пунктом, касающимся налогового режима. Что касается госгарантий, то мы считаем, что на рынке достаточно дешевых денег”, – отмечает представитель “Северсталь-Авто”. Впрочем, предупреждают аналитики, льготы по налогам – это палка о двух концах. “За счет НИОКР можно списывать гигантские суммы, в том числе и инвестиции, сделанные в предыдущие годы”, – напоминает Нуштаев.