Зарабатывать по-умному

С. Портер

Развитые страны начинают проигрывать инновационную гонку Индии и Китаю. Это явствует из опубликованного на днях доклада UNCTAD (конференция ООН по торговле и развитию). Проведя “анкетирование” 200 транснациональных корпораций (ТНК), эксперты UNCTAD установили, что в 2005–2009 гг. почти две трети (61,8%) ТНК планируют развивать центры исследований и разработок в Китае и почти треть (29,4%) – в Индии. Китай опередил по этому показателю США (41,2%), а Индия – Японию (14,7%).

Россия заняла в мировом “рейтинге” инновационной привлекательности почетное 6-е место. В ближайшую четырехлетку в нашу страну собираются вложить деньги 10,3% опрошенных ТНК. В Европе наша страна вторая после Великобритании (13,2%), но впереди Франции (8,8%) и Германии (5,9%).

Корпорации размещают заказы на НИОКР в развивающихся странах прежде всего ради сокращения издержек, отмечают эксперты UNCTAD. Зарплаты в Индии, Китае и России невысоки, при том что треть всех выпускников научно-технических вузов планеты – это китайцы, индийцы и россияне. По данным Росстата, в 2003 г. российские институты и университеты выдали 164 000 дипломов по техническим специальностям.

На мировом рынке НИОКР можно неплохо заработать. По данным UNCTAD, в 2002 г. только ТНК инвестировали в исследования и разработки $310 млрд. Из них $55 млрд вложено в 10 развивающихся стран, на которые приходится 97% от общего объема инвестиций в развивающиеся страны. Для сравнения: в 2002 г. все расходы на НИОКР в России UNCTAD оценила в $4,3 млрд, причем $3 млрд из этой суммы было вложено бизнесом.

В ближайшие годы мировой рынок инноваций будет только расти. 62% компаний, опрошенных UNCTAD, заявили, что запланировали в своих бизнес-планах увеличение вложений в научные разработки. UNCTAD прогнозирует, что основная часть денег пойдет на исследования в области программного обеспечения, биотехнологий, на автомобильные инновации и фармацевтику.

Компания Intel, которая тратит на научные разработки $5 млрд в год, сделала Россию вторым – после США – местом размещения своих исследовательских центров, рассказывает сотрудник пресс-службы московского офиса Intel Всеволод Семенцов. Компания открыла пять центров – в Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Сарове. Там работает больше 1000 инженеров и программистов, которые ведут разработки по всем ключевым направлениям деятельности Intel. Интерес Intel к России Семенцов объясняет тем, что здесь “одна из лучших в мире технических школ и очень высокий интеллектуальный потенциал сотрудников”. А, например, в исследовательском центре Motorola работает 450 россиян.

О намерении увеличить инвестиции в НИОКР на территории России “Ведомостям” заявили представители компаний Intel, АМD, Motorola, Daewoo и DuPont Co. Правда, предполагаемый объем инвестиций они не раскрывают. “Мы планируем агрессивно развивать свое присутствие на рынках развивающихся стран. Следующими по списку идут Индия и Россия, и вы увидите [наши исследовательские центры там] очень скоро. Нам нужно быть там, где есть рост”, – поясняет глава подразделения DuPont по науке и технологиям Томас Коннелли. По его словам, новые лаборатории нужны для обслуживания новых рынков и разработки новых продуктов, большая часть которых связана с биологией и электроникой.

Шестое место в списке UNCTAD – это очень “неплохой результат” для России, убежден профессор Высшей школы экономики Иван Родионов. Ведь по условиям ведения бизнеса мы сильно отстаем даже от многих развивающихся стран. А большое количество технических специалистов на практике оказывается не столь уж впечатляющим – обладатели дипломов часто не имеют нужного уровня знаний, не владеют иностранным языком, не готовы к работе в команде, но их требования к зарплате часто завышены, объясняет он. “Необходимо уделять внимание не только количеству, но и качеству образовательных программ”, – констатируют эксперты UNCTAD, подкрепляя эту мысль обескураживающей для России статистикой. По данным организации, в Польше и Венгрии кадровым требованиям ТНК отвечает каждый второй дипломированный инженер, в Индии – каждый четвертый, а в Китае и России – лишь каждый десятый.