Мороженое от банков


34-летняя Анжела Ян, менеджер шанхайского подразделения американской фармацевтической компании, в последнее время буквально завалена подарками от эмитентов кредитных карт. Оплатив карточкой Dragon Card шесть покупок стоимостью по 180 юаней ($22) и более, Ян получила в подарок от China Construction Bank четыре порции мороженого. Приобретя затем другую карту, выпущенную Pudong Development Bank совместно с Citibank, Ян в качестве бесплатного приложения получила CD-плейер. Между тем в ее кошельке есть еще несколько кредиток, позволяющих время от времени получать аналогичные подарки. В дополнение к этому банки-эмитенты не берут ежегодной платы за обслуживание своих карт.

Потребители вроде Ян оказались в выигрыше от рыночной войны, которую развернули в Китае эмитенты кредитных карт. Этот сегмент рынка пока находится в зачаточном состоянии: кредитными картами пользуется менее 1% населения КНР. По оценке McKinsey, в обращении находится порядка 12 млн кредиток, в то время как число дебетовых карт превышает 800 млн. Объясняется это тем, что лишь примерно у 50 млн из 1,3 млрд китайцев месячная зарплата сегодня превышает $5000.

Впрочем, в Шанхае и других крупных городах восточного побережья зарплаты растут более чем на 10% в год. Число кредитных карт, выпускаемых в Китае, за последние несколько лет ежегодно удваивалось. Потребительские расходы, оплаченные в КНР с помощью карт Visa, в прошлом году достигли $3,2 млрд (в 2003 г. – $1 млрд). Альберт Шюн, вице-президент подразделения Visa International Asia Pacific, убежден, что в течение пяти лет число используемых в стране кредитных карт вырастет до 50 млн.

Говоря о тактике эмитентов кредитных карт, специалисты отмечают, что чрезмерное желание привлечь клиентов может подорвать потенциал рынка. “Компании тратят слишком много средств на заманивание потребителей, – говорит Давид фон Эмло, партнер McKinsey в Шанхае. – Из-за этого половина карт, выпущенных в обращение, никогда не окупятся. Появляется риск, что погоня за клиентами разрушит экономическую основу отрасли”.

В 2004 г. иностранные инвесторы вложили в китайские банки почти $20 млрд, и одним из главных стимулов для них был потенциал рынка кредитных карт. В частности, британский HSBC инвестировал в шанхайский Bank of Communications $1,7 млрд, создав в числе прочего совместное предприятие, специализирующееся на кредитных картах. Аналогичный проект начал консорциум, возглавляемый Royal Bank of Scotland и вложивший в Bank of China $3,1 млрд.

Война кредитных карт – элемент более масштабной борьбы за быстро развивающийся розничный сегмент Китая. Пока экономика страны базируется в основном на наличных расчетах. Карточки Visa принимаются лишь в 112 000 китайских магазинах. По данным McKinsey, на потребкредиты в 2004 г. пришлось лишь 4% прибылей китайских банков. Ожидается, что к 2013 г. этот показатель вырастет до 14%, а прибыль от обслуживания кредиток – до $1,6 млрд (WSJ, 3.10.2005, Александр Силонов)