Россию и Турцию приняли в ЕС
Англичанка в Москве, немец в Стамбуле, венгр в Сантьяго-ди-Компостела и выходцы из французских колоний в Берлине – эти персонажи и эти пространства призваны проиллюстрировать современную жизнь в объединенной Европе, которая продолжает поиски новой идентичности и, чтобы далеко не ходить, оперативно находит ее в футболе. Забавно, что режиссер Ханнес Штор включает в семью цивилизованных народов не только Турцию, но и Россию, что преждевременно, но лестно: в Москве, по версии создателей фильма, проходит финал Лиги чемпионов, в котором “Галатасарай” встречается с “Депортиво”. Пока всеобщее внимание приковано к телевизорам, в разных точках Старого Света происходят не очень серьезные и даже комичные правонарушения.
По Лужнецкой набережной маршируют разноцветные фанаты, за которыми в окно такси наблюдает Кейт, арт-дилер из Англии. Водитель, сыгранный позднесоветским секс-символом Андреем Соколовым, не довезет пассажирку до гостиницы – он ее ограбит, обрекая на многочасовые переговоры с равнодушными милиционерами, не говорящими по-английски и мечтающими досмотреть футбольный матч. (Разумеется, первый эпизод сборника представляет для нас наибольший интерес – всегда интересно оглядеть родной околоток взглядом иностранца.)
В это время в Стамбуле арийский студент (новая немецкая кинозвезда Флориан Лукас), напротив, пытается сымитировать ограбление, чтобы получить на родине страховку. Но и турецкой столице не до плутоватого туриста – в Москве “Галатасарай” забил уже второй гол.
Самая драматичная история в это время происходит в Испании, в Сантьяго-ди-Компостела, куда паломником приходит венгерский учитель истории. Он хотел было покончить с собой, но красоты природы и архитектуры вернули его к жизни. Однако цифровой фотоаппарат, хранивший память о его путешествии, был цинично похищен в священном месте на глазах у сотен пилигримов. Деревенский полицейский готов прийти на помощь человеку, доверившему бесценные впечатления бездушному фотоаппарату, но только по окончании сиесты и опять-таки футбольного матча.
В Берлине же обнищавшие уличные мимы – мужчина и женщина – забредают в турецкий квартал, где тоже сталкиваются с футбольным фанатизмом.
Фильм Штора, местами забавный, а главное – недлинный, выглядит при этом как честно отработанный заказ Европарламента: при всех противоречиях жизнь в ЕС вроде как входит в правильную колею и народы нехотя приспосабливаются друг к другу.