Три года уместились в один вечер


Фестиваль длиной в месяц посвящен 50-летию композитора и выстроен его художественным руководителем Алексеем Гориболем вокруг юбилейного дня рождения, 16 октября. Первый фестивальный концерт обыгрывал тему “Времена года” и вместил три годичных цикла, по четыре сезона от каждого из авторов: Десятникова, Вивальди и Пьяццоллы.

Для исполнения “Русских сезонов” Десятникова состав “Дивертисмента” был укреплен участниками eNsemble Pro Arte – лучшего в Петербурге ансамбля современной музыки. И музыкантам удалось превосходно представить сочинение, в основе которого недавно записанные народные песни. Десятниковские “Русские сезоны” – это сплав concerto grosso с романсом, танго с плясовой, барочной экспрессии с русской безысходностью. Из названия торчит пучок смыслов: Дягилев, Стравинский, русский фольклор и все, кто приложил руку к традиции “времен года” – от Гайдна и Вивальди до Пьяццоллы. Каждая выбранная Десятниковым песня, пусть ее текст состоит хоть из двух фраз, – уже есть микрокосмос.

Кажется, лучшее, что можно сделать, – это внятно “произнести” партитуру, что и продемонстрировала сопрано Яна Иванилова, оставаясь бесстрастной и внешне, и в звуке . Просто и непостижимо длится русская протяжная, она же – баховская ария. Чаши весов качаются, не в силах выбрать между русским и европейским, пока на одну из них не ложится тихий выдох-глиссандо “ииаххх…”, как у фольклорной певицы.

“Времена года” Вивальди и Пьяццоллы сочетал между собой законным браком тоже Десятников. Это, по Стравинскому, “ ремонт старых кораблей”, им Десятников мастерски занимается уже четверть века. Вивальди в такой транскрипции звучит как нормальный современный композитор, иногда он впадает в минимализм, но любит и здоровый джазовый драйв. У исполнителей нет другого выхода, чем играть концерты Вивальди, прослоенные танго Пьяццоллы так, будто то и другое написано сегодня, и они добиваются отличного результата: задуманный Десятниковым “пазл” складывается, не оставляя зазоров.

Дальнейшие программы фестиваля дублируются (с небольшими изменениями) в Москве и Петербурге. На повестке дня – гастроли Гидона Кремера и “Кремераты” с оркестровой версией пьесы “Как старый шарманщик…” и Большого театра в Мариинском с петербургской премьерой “Детей Розенталя” . Вторая половина фестиваля – опера “Бедная Лиза” в компании с кантатой “Свинцовое эхо” и музыкой к фильму “Москва” , программы камерной музыки и киномузыки.