$1,5 млрд на самолеты


Из бюджета-2006 на инвестфонд выделены 70 млрд руб. Кто и как будет отбирать инвестпроекты на эти средства, правительство еще не определило. Правительство обещает официально утвердить правила отбора до конца месяца. А тем временем Минпромэнерго обнаружило проект, на который можно потратить эти деньги. Это восстановление производства самолетов “Руслан”.

“Руслан” – единственный в мире самолет, способный перевозить грузы диаметром 6,5 м и весом 150 т. С 1992 г. на ульяновском “Авиастаре” собрали несколько штук, а в 2004 г. производство заглохло совсем.

Включить проект в список претендентов на инвестфонд поручил своим подчиненным глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Об этом говорится в проекте протокольного решения недавнего совещания у министра. Копия документа есть у “Ведомостей”, а его достоверность подтверждают два участника заседания. Авторы бизнес-плана и будущие заказчики самолета – украинский холдинг АНТК им. Антонова и российская авиакомпания “Волга-Днепр”.

Весь проект разбит на два этапа. На первом – в 2005–2027 гг. – в НИОКР и модернизацию завода нужно вложить $407 млн. Выпустить первый самолет в 2008 г., а через два года – поставить в серию. В 2010–2035 гг. начнется второй этап. Тогда “Руслан” уже должен получить западную начинку. А очередные вложения оцениваются в $1,08 млрд, рассказывает замдиректора по маркетингу и стратегическому развитию “Волга-Днепра” Дмитрий Опшаров. Финансировать проект предполагается из инвестфонда, а управлять им будет компания, где 51% пополам поделят правительство Украины и России, рассказали “Ведомостям” в “Волга-Днепре”. Выпускать самолет будет ульяновский завод “Авиастар-СП”.

В АНТК и “Волга-Днепре” уверены, что проект окупится через 22 года, утверждается в бизнес-плане проекта (презентация также есть у “Ведомостей”). Авторы исходят из предположения, что ежегодно спрос на Ан-24 будет расти на 12% в год начиная с 2005 г. Сейчас есть заказы на 20 самолетов: от самого “Волга-Днепра”, “Антонова”, “Полета” и “Атлант-Союза” – по пять на каждого. Все они подписывались на Международном авиасалоне в Жуковском, напоминает Опшаров. С учетом списания старого парка и новых заказов до 2030 г. можно продать 50–55 лайнеров. Их предварительная цена – $100–110 млн. А общие продажи на 25 лет вперед – $6 млрд.

Cколько на “Руслан” будет потрачено из инвестфонда, еще не решено, говорит замдиректора департамента ОПК Минпромэнерго Валерий Воскобойников. Но первым в очереди за деньгами инвестфонда стоит не “Руслан”, а проект Олега Дерипаски. Деньги из инвестфонда тот попросил на достройку инфраструктуры вокруг Богучанской ГЭС и нового алюминиевого завода – всего на $1,8 млрд. Две эти стройки должны привести к общему развитию района, поэтому и достойны финансироваться за счет инвестфонда. В августе Дерипаска заручился поддержкой Германа Грефа и Владимира Путина по своему инвестпроекту. Но Воскобойников отмечает, что и проект “Руслана” достоин инвестфонда, поскольку эти деньги “наукоемким технологиям нужны не меньше инфраструктурных проектов”.

Чиновник Минэкономразвития уверяет, что шансы у всех претендентов пока равные. По его словам, выбирать проект будут только тогда, когда будет объявлен конкурс и собраны официальные заявки. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак рад, что нашелся проект, который готово поддержать правительство. Но он сомневаются, что все запланированные 50–55 “Русланов” найдут своих покупателей. “Но если выбирать из двух проектов – это определенно должен быть “Руслан”, уверен Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий. Авиапрому деньги нужнее, чем энергетике и металлургии, считает он.