Въезд запрещен


В июле китайская Jiangling Motors Corp. поставила в Нидерланды 100 внедорожников Landwind, еще 500 штук должны быть доставлены в ближайшее время. Стоимость Landwind – 15 000 евро ($18 000). Это на 30% дешевле, чем у конкурирующих моделей, к которым аналитик “Тройки Диалог” Гайрат Салимов относит Chevrolet Blazer, Toyota RAV4, внедорожники Ford.

Оказалось, что дешевый китайский автомобиль небезопасен для его водителя. “Краш-тест Landwind показал самые плохие результаты за 20 лет существования автоклуба, – говорит Ральф Амбос, специалист немецкого клуба ADAC, проводившего независимые испытания Landwind в прошлом месяце по методике EuroNCAP. – При лобовом ударе на скорости 40 миль/ч водитель может получить травмы, несовместимые с жизнью”.

Евросоюз обеспокоен тем, что на местный рынок хлынули машины с низкой безопасностью. Пресс-секретарь Еврокомиссии по вопросам промышленности Катерина Буньян заявила “Ведомостям”, что отныне для того, чтобы получить право на торговлю в странах ЕС, поставщики китайских авто должны получить “полное разрешение” на ввоз автомобилей, пройдя более 40 тестов на соответствие нормам безопасности ЕС. Автомобилям, которые не выдержат испытание, будет закрыт доступ на рынки ЕС, говорит Катерина Буньян.

Jiangling всех тестов не проходила. По словам представителя официального дилера Jiangling в Нидерландах Рона Званца, по законодательству ряда европейских стран импортер может выбирать – или давать на полную проверку одну машину из партии более чем в 500 штук, или подвергать неполной проверке каждую машину из партии менее чем в 500 штук. Jiangling выбрала второе. По словам Званца, Landwind проверили лишь на соответствие экологическим нормам “Евро-3”, внедорожник также прошел тест головной оптики.

“Разрешение на ввоз ограниченных партий автомобилей” Jiangling выдал TUV Rheinland Group – независимый сервисный центр ЕС в Германии. По словам Званца, это разрешение позволило поставить машины в Нидерланды, откуда на них поступил заказ. Он не объяснил, почему разрешение не было получено непосредственно в Нидерландах.

ЕС обеспокоился не зря, ведь вслед за Jiangling европейским рынком заинтересовались китайские China Geely Group и Brilliance China Automotive Holdings Ltd. Такая активность вызывает беспокойство и у “традиционных” автопроизводителей.

“General Motors серьезно относится к китайской экспансии и внимательно следит за движением китайцев на рынке, – сказал “Ведомостям” руководитель пресс-службы GM-Europe Рудигер Ассион. – Сейчас они не представляют для нас угрозы, но лет через 5–10 они станут серьезными конкурентами и на европейском, и на американском рынке”.

В России также ожидают притока китайских авто. Продажи в России уже начали Chery и Great Wall. По словам Гайрата Салимова из “Тройки Диалог”, Great Wall за шесть месяцев 2005 г. продал 5000 автомобилей, а к 2008 г. планирует организовать сборку в России до 20 000 джипов. Китайские машины в России уже собираются. Компания FAW собирает внедорожники и пикапы на Бийском котельном заводе в Алтайском крае. А в прошлом месяце группа “СОК” объявила, что ведет переговоры с четырьмя автопроизводителями из Китая об организации сборки их машин в России. Пока объемы поставок китайских автомобилей в Европу и Россию незначительны, но года через два-три они станут серьезной угрозой для местных производителей, считает сотрудник одного из российских автозаводов. (Использованы материалы WSJ, 7.10.2005.)